|
Счётная палата: в катастрофических пожарах виновно МЧС
Коллегия Счётной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Международный координированный аудит использования бюджетных средств на предупреждение и ликвидацию природных пожаров в 2011-2012 гг. и истекшем периоде 2013 г.», доложенные заместителем руководителя ведомства В.Е.Чистовой. В докладе был представлен новый для наших органов государственной власти взгляд на причины катастрофических лесных пожаров, вызванных ими жертв и значительного материального ущерба.
Как показало мероприятие, в целом создана нормативная правовая база, регламентирующая использование средств федерального и региональных бюджетов, направляемых на системы мониторинга, предупреждения и ликвидации природных пожаров (ландшафтных, лесных, степных, торфяных). Однако в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, закон содержит множество отсылочных норм. Это усложняет его использование при определении полномочий и ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти. «Сложившийся стереотип «МЧС тушит все пожары» опровергает российское законодательство, которое к числу функций МЧС и непосредственно Федеральной противопожарной службы, относит лишь тушение пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на особо важных объектах», - отметила зампредседателя Счетной палаты. По ее словам, законодательством предусмотрено привлечение МЧС к тушению лесных пожаров только в случае объявления чрезвычайной ситуации и угрозы населенным пунктам и объектам экономики. Но отсутствие своевременных решений руководителей органов местного самоуправления об объявлении чрезвычайной ситуации не позволяет привлекать силы и средства МЧС, что приводит к разрастанию площадей, пройденных пожарами и, как следствие, к человеческим жертвам и значительному материальному ущербу. «За последние пять лет в среднем ежегодно происходит свыше 25 тысяч лесных пожаров, в результате чего сгорает около 50 млн. куб. м. леса. При этом 80% лесных пожаров происходит по вине граждан», - сказала Вера Чистова. Также она отметила, что планы тушения лесных пожаров в части предупреждения этих пожаров носят информативный характер, не предусматривают сроки выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, способы контроля и периодичность проверок, а сводные планы не содержат упоминания о противопожарном обустройстве лесов, что не позволяет осуществлять мероприятия по предотвращению лесных пожаров в полной мере. В связи с выводами контрольного ведомства Лесной форум Гринпис задаётся вопросом: а кто же виноват в том, что ЧС в связи с лесными пожарами вводятся несвоевременно? Однозначный ответ на этот вопрос дает указ Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868. Согласно утвержденному этим приказом Положению о МЧС, именно Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таким образом, на федеральном уровне надзор и контроль за своевременностью и правильностью введения чрезвычайных ситуаций любого типа (в том числе в связи с лесными пожарами) обязано обеспечивать именно МЧС России. Получается, что если Счетная палата права, и разрастание катастрофических лесных пожаров, жертвы и ущерб от них связаны с несвоевременностью введения ЧС в связи с ними - то на самом высоком уровне, в масштабах всей Российской Федерации, главным виновником этого является МЧС России. По результатам проверки также были вскрыты факты необоснованного расходования бюджетных средств на проведение НИР, тематика которых не относилась к сфере деятельности МЧС, в сумме 2,8 млн. руб. «Кроме того, при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на общую сумму 256,1 млн. рублей и дальнейшем внедрении результатов данных работ были допущены нарушения технических условий госконтрактов, отсутствовали документы МЧС о принятии на снабжение созданных опытных образцов, отсутствовало внедрение результатов НИР», - отметила Вера Чистова. Проверкой отмечено, что в 2011-2013 годах в единый государственный реестр внесено всего 22 % результатов выполненных работ. «Невыполнение требований о государственном учете результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не позволяет вовлечь в хозяйственный оборот объекты интеллектуальной собственности, созданные МЧС, и увеличить доходы федерального бюджета от их использования», - сказала Вера Чистова. По итогам рассмотрения результатов контрольного мероприятия Коллегия Счётной палаты приняла решение направить представление в МЧС России, а также отчет в Совет Федерации и Госдуму РФ.
Короткая ссылка на новость: https://www.forest.ru/~4Pd8k
Что бы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. |
Последние новостиСтатьиМожет ли посадка леса навредить? Многие люди воспринимают посадку леса как что-то однозначно доброе, правильное и полезное для природы. Отчасти такое мнение возникло из-за ощущения, что посадки леса увеличивают его площадь или, как минимум, не дают ей сокращаться. По мнению автора, в условиях России в большинстве случаев это неправда.
08.11.2023 Один из самых опасных мифов о российских лесах — это представление об огромных таёжных пространствах и о неисчерпаемости наших лесных ресурсов. Официальная статистика вроде бы подтверждает, что лесов у нас много — примерно ⅕ от их общей площади на Земле (20,1%, согласно Глобальной оценке лесных ресурсов 2020 года). Так много лесов в России или мало? Давайте разберёмся.
05.11.2023
|