В Московской области площадь сплошных санитарных вырубок хотят повысить в 6 раз. Этому необходимо воспрепятствовать!

Страницы: 1
RSS
В Московской области площадь сплошных санитарных вырубок хотят повысить в 6 раз. Этому необходимо воспрепятствовать!, АКЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ
 

Тревожные новости передает Лесной форум Гринпис:


Проект нового Лесного плана Московской области предусматривает шестикратный рост площадей сплошных санрубок по сравнению с нынешним уровнем (7.08.2018)

Полный текст новости и её аналитический обзор, сделанный руководителем Лесного отдела Гринпис России Алексеем Юрьевичем Ярошенко – читайте на Лесном форуме Гринпис. Здесь обозначим основное:

Цитата

Проект нового Лесного плана Московской области на 2019-2028 гг., подготовленный Мослеспроектом - филиалом ФГБУ "Рослесинфорг", предусматривает уже со следующего года почти шестикратное увеличение площадей сплошных санитарных рубок в регионе по сравнению с нынешним уровнем. Согласно проекту, площадь сплошных санрубок в Подмосковье в 2019-2021 гг. должна составить по 18,3 тыс. га в год, а в 2022-2028 гг. - по 9,3 тыс. га в год. В настоящее время площадь сплошных санрубок в Подмосковье составляет чуть больше 3 тысяч гектаров в год.

Проект нового Лесного плана Московской области в настоящее время размещен а официальном сайте Комитета лесного хозяйства Московской области. Согласно приказу Минприроды России от 20 декабря 2017 года № 692, Комитет должен организовать ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесного плана путем размещения его на срок не менее 30 дней на своем официальном сайте, а затем также в течение 30 дней доработать его с учетом предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных лиц.

Таким образом, замечания и предложения по этому проекту должны быть направлены в Комитет лесного хозяйства Московской области не позднее 2 сентября 2018 года. Ссылка на проект:

Проект Лесного плана Московской области

   

И дальше А. Ю. Ярошенко делает обзор ситуации:

Цитата

Что в реальности означают восемнадцать тысяч гектаров сплошных санрубок в год для лесов Подмосковья - много это или мало, хорошо или плохо?

С одной стороны, леса Московской области в силу многих объективных причин действительно находятся в совершенно неудовлетворительном санитарном состоянии, и в ближайшие годы это состояние неизбежно будет ухудшаться. Леса Подмосковья живут в условиях сильного и постоянно нарастающего стресса, связанного с фрагментацией, загрязнением окружающей среды, изменением гидрорежима обширных территорий и многими другими неблагоприятными факторами, вызванными деятельностью человека; воздействие этих факторов сильнее всего сказывается в центральных районах области, вокруг непрерывно растущей Московской агломерации. Кроме того, в силу исторических причин в лесах Подмосковья преобладают одновозрастные мелколиственные древостои, возраст которых близок к предельной продолжительности жизни березовых и осиновых насаждений, особенно при воздействии комплекса неблагоприятных факторов преимущественно антропогенного характера. Иными словами, в ближайшее десятилетие в Московской области неизбежно будут нарастать масштабы распада и усыхания лесов, накопления в них завалов мертвой древесины, превращения их в труднопроходимые и ограниченно пригодные для отдыха людей территории. Для предотвращения этого санитарные рубки, в том числе сплошные, неизбежны и необходимы, и площади, на которых эти рубки нужно проводить, с течением времени будут расти.


С другой стороны, 18,3 тыс. га сплошных санрубок в год - это очень много. Площадь лесных земель в Московской области составляет сейчас, по данным ЕМИСС, 1 975,6 тыс. га - то есть фактически проект Лесного плана предусматривает ежегодное проведение сплошных санрубок на 0,9% от общей площади лесных земель региона. Это примерно соответствует максимально интенсивному сплошнолесосечному хозяйству - примерно такому, какое могло бы быть, если бы все леса Подмосковья были эксплуатационными, равномерно в течение многих десятилетий использовались бы для заготовки древесины, и каждый участок леса поступал бы в сплошную рубку по достижении им установленного возраста спелости.

Но леса Московской области - на 100% защитные; даже по закону (ст. 12 Лесного кодекса РФ) хозяйство в них должно быть направлено в первую очередь на сохранение их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций. В них нельзя вести обычное сплошнолесосечное хозяйство, как в эксплуатационных лесах (независимо от того, как будут называться сплошные рубки - санитарными или рубками спелых и перестойных насаждений). Рубки в лесах Подмосковья необходимо вести так, чтобы в максимально возможностй степени сохранять защитные функции этих лесов, и чтобы причинять как можно меньше неудобств людям, которые отдыхают в этих лесах или живут рядом с ними. А для этого нужно:

во-первых, проводить сами рубки так, чтобы они не воспринимались людьми как экологические катастрофы местного масштаба (для этого рубки должны быть как можно более мелкоконтурными - в норме не превышать нескольких гектаров по площади, проводиться аккуратно, с учетом эстетических ценностей леса, и не размещаться концентрированно большими группами на ограниченных площадях вокруг конкретных поселений);

во-вторых, проводить не просто сплошые рубки, а весь комплекс лесохозяйственных мероприятий, направленный на формирование ценных для людей лесов на вырубленных площадях - красивых, здоровых, долговечных (а это означает не просто "баланс между вырубкой и восстановлением лесов", но и обязательный полноценный уход за тем, что растет на ранее вырубленных площадях, как минимум до окончания возраста молодняков - 20 лет).

Это требует большого количества грамотных специалистов и исполнителей работ (которые не могут появиться вдруг, после многих лет разрухи в лесном хозяйстве, особенно с учетом разрухи же в системе подготовки профессиональных кадров), больших денег (в первую очередь - бюджетных, поскольку при нынешнем лесном законодательстве лесное хозяйство практически не может быть экономически самодостаточной отраслью народного хозяйства), а также серьезного пересмотра нормативной базы лесного хозяйства, которая сейчас не предусматривает разумного обращения с защитными лесами. Требования нынешнего лесного законодательства по защитным лесам отличаются от его требований по лесам эксплуатационным только системой запретов - но никаких позитивных норм, направленных на выращивание в защитных лесах именно таких насаждений, которые больше всего устраивали бы людей, в нем нет. В таких условиях увеличение площадей сплошных санрубок приведет лишь к резкому росту конфликтов между жителями столичного региона и лесохозяйственниками, а в перспективе, если ситуация с финансированием, нормативным и кадровым обеспечением лесного хозяйства принципиально не изменится - к замене старых неухоженных насаждений молодыми неухоженными, обычно еще менее пригродными для прогулок и отдыха людей.


Таким образом, санрубки, в том числе сплошные, в Московской области необходимы и неизбежны, и с течением времени их площади придется увеличивать. Но нельзя ставить телегу впереди лошади, и планировать резкое увеличение площадей санрубок прежде, чем будут созданы условия для их качественного (в том числе с точки зрения большинства людей) проведения, и для эффективного последующего лесовыращивания на вырубленных площадях. Сейчас таких условий в Подмосковье, как и в России в целом, нет - поэтому резкое увеличение площадей сплошных санрубок неизбежно приведет к росту конфликтов между жителями столичного региона, к дальнейшей дискредитации органов управления лесами и лесного хозяйства в целом.

Чтобы этого не произошло, рост площадей санитарных рубок в Подмосковье должен быть постепенным, не быстрым, и ему обязательно должны предшествовать некоторые другие меры организационного характера, направленные на повышение общего качества лесного хозяйства в регионе.


Нельзя не учитывать и еще одно отягчающее обстоятельство - так называемую "лесную амнистию" и перспективы исключения больших площадей земель, особенно в центральных районах области, из состава земель лесного фонда. На практике "лесная амнистия" неибежно обернется ростом масштабов озаборивания, расчистки и застройки лесных участков - а это неизбежно приведет к тому, что практически любая рубка вблизи поселений будет восприниматься людьми как рубка под какое-нибудь будущее строительство. Благодаря "лесной амнистии" жители Москвы и Подмосковья все чаще будут воспринимать санрубки не как способ обновления больного леса, и даже не как способ заготовки древесины, а как первый шаг к изъятию леса из общего пользования и к превращению его в застроенную площадь. Этому очень сильно будет способствовать то, что большая часть лесов Московской области до сих пор не поставлена на государственный кадастровый учет, не имеет надежно закрепленных и однозначно признаваемых государством границ. Для большинства людей больной, но все-таки живой и общедоступный, лес гораздо лучше, чем бывший лес, обнесенный забором и застроенный коттеджами - поэтому массовые санрубки, даже формально обоснованные и правильно оформленные, будут вызывать сильные протесты.


С учетом всего вышеизложенного, существенно увеличивать площади сплошных санитарных рубок в Подмосковье в 2019-2021 годах, как это предусматривается проектом Лесного плана Московской области, нельзя. Сплошные санрубки в Подмосковье неизбежны и необходимы, но их масштабы можно увеличивать только постепенно, обязательно в сочетании с мерами по повышению общего качества лесного хозяйства, обеспечению его новыми профессиональными кадрами, а также по ускореной постановке границ подмосковных лесов на государственный кадастровый учет.

До принятия решения об увелиении площадей сплошных санрубок в Подмосковье необходимо также проведение тщательного анализа результатов лесовосстановления на санрубках предыдущего пика, который пришелся на 2012-2016 годы - без этого многие допущенные ошибки неизбежно будут повторены. И судить об этих результатах нужно не по официальной отчетности, которая часто бывает лукавой, а по реальному состоянию молодых лесов, которые нужно хотя бы выборочно обслеовать коллегиально, с участием независимых экспертов и заинтересованых представителей общественности.


К этому хотелось бы добавить следующее

Сплошные санитарные вырубки в Московской области – один из самых острых социальных конфликтов, который терзает общество и вызывает бурю возмущений среди населения. Масштаб остроты негативного отношения к сплошным санрубкам сопоставим с «мусорной» проблемой, навалившийся внезапно на столичный регион. Протест против сплошных санрубок был очень сильным  и при существующих ее масштабах. Возмущение граждан этими рубками было обосновано тем, что очень часто  они проводились по здоровым лесам не нуждавшимся в таких вырубках, на месте которых после велось строительство или лес вырубался просто под продажу древесины. Также многие санрубки проводили спустя несколько лет после поражения подмосковных лесов короедом, когда уже начиналось  естественное восстановление экосистемы и лес не нуждался в таких агрессивных мерах ухода. Видно, что и сейчас при существующих масштабах санрубок, они  проводятся на большой процент необоснованно, бессмысленно, а то и с криминальной подоплекой. Вследствие этого в прошлые годы Подмосковье и Москва наводнилось горячими точками,  где люди пытались отстаивать свои леса и парки. На волне возмущений были созданы соцсетевые сообщества, которые собирали такие данные и придавали им большую огласку.

Даже на сам Лесной форум Гринпис этот вопрос выходил и вызывал бурю ожесточенных споров между лесным и природоохранным сообществом. Поскольку были упреки к Гринпис в их отношении к санрубкам и А. Ю. Ярошенко был вынужден давать объяснение позиции организации.

Санрубки в Подмосковье: личное мнение А.Ю.Ярошенко

Иначе говоря, вопрос сплошных санитарных рубок – это вопрос крайне социально острый, коррупционно емкий, вызывающий бурю общественного протеста и негодования, поскольку под предлогом будто бы необходимых рубок вырубались здоровые леса. Сколько процентов случаев было именно таковыми, а сколько вырубались обоснованно – сейчас никто, наверное, точно не скажет. Но социальное напряжение при одном словосочетании «сплошная санрубка»  – имеется давно. И это возникло при масштабах вырубок  3 тыс. га в год.

Которые теперь хотят повысить в ШЕСТЬ РАЗ, доведя их со следующего года до 18,3 тыс. га в год.

Разработчики этого предложения должны были бы четко и публично обосновать на основании каких таких факторов они считают нужным в 6 раз увеличить площадь сплошных санрубок в защитных лесах Московской области, когда они и без того вызывают протесты населения. Есть ли у них научные заключения, собраны ли мнения природоохранных организаций, которым народ доверяет (Гринпис России) и представителей заинтересованной общественности, которым  народ доверяет?

Надо сказать, это предложение очень напоминает явление внезапного решения по «замене всех деревьев в Москве на другие виды и омолаживание древостоя», предложение чего выносилось в 2016 г (фактически объявлялось о такой программе), а после волны общественных возмущений – эти предложения снимались (стирались полностью из правительственных сайтов, где они были размещены). Подробнее об этом инциденте пишет "Активатика":

"Вырубить старые деревья" - инициатива по экоциду столицы на сайте мэрии Москвы (АКТИВАТИКА )

Цитата

Не первый раз мэрия Москвы, а особенно ее подотдел под названием Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС), спят и видят мечту не выпиливать сухие и аварийные деревья по одному, а разом, начать масштабный лесоповал в Москве под видом какой-нибудь программы обновления зеленых насаждений. Свое предложение выпилить "пушащие тополя и козью иву", "интродуцент клен ясеневидный", и даже елки по всей Москве, осторожно предложили в январе 2016 года. Тогда это был пробный шар, информирующий население о будущей лесопилке. Проводилось это решение под видом "экологической стратегии до 2030 года". Население информировалось, что "в ближайшие годы" начнется замена деревьев в Москве, "пилотная программа по постепенному обновлению деревьев в городе"

Шквал возмущенных отзывов экологов, активистов, и негативная реакция жителей Москвы не заставила себя ждать. Особенно ярко тогда выступил историк и журналист Илья Смирнов: " Общее количество приговоренных «зеленых друзей» — более полутора миллионов. Большая работа, трудоемкая (иву еще попробуй изведи!) и не дешевая. Подлежат искоренению именно те виды, которые научились выживать в городской среде и отличаются максимальной экологической эффективностью — способностью к поглощению углекислого газа и мелкодисперсной канцерогенной пыли. Но с точки зрения департамента, извините за выражение, природопользования, это малоценные породы. Вместо них обещают посадить более ценные и полезные, причем судить об этом будут такие знатоки биологии, которые не отличают газон от разнотравья, и убеждены, что с помощью растений в городе распространяются комары. Изящная формулировка: «планируется заменить» старые деревья на новые. Но обещать легко хоть палеозойский древовидный папоротник в каждом дворе. Беда в том, что новые посадки хронически не приживаются, о чем свидетельствует как статистика, так и личный опыт прогулок в тени очередного свежезасохшего прутика. Причины давно и подробно разобрали настоящие специалисты: сажают кое-как и непонятно кто; потом принципиально не поливают, зато не забывают сбривать вокруг траву, сгребать листовой опад и удобрять антигололедным реагентом, приводя почву в несовместимое с растительной жизнью состояние. Но даже если саженец обещанных департаментом дуба или лиственницы случайно уцелеет, несмотря на весь вышеперечисленный заботливый уход, — сколько лет пройдет, прежде чем он заменит старый тополь в качестве природного фильтра и кондиционера? Дышать всё это время — чем?"

На вопрос: "Чем дышать?" - мэрия ответа не знала и сразу пошла на попятный. Правительство Москвы в лице осторожного Антона Олеговича Кульбачевского, главы ДПиООС, после такого гневного отклика, начало клятвенно заверять, что это не программа, что такой программы не существует, и просто все неправильно поняли благие намерения по озеленению.

Спешным образом на сайте "Москва-24" были удалены все упоминания о программе по вырубке старовозрастных деревьев и их "постепенной замене". Статья с заголовком "Ветхие и "пылящие" деревья в Москве заменят на новые" обновилась радикально. Сам термин "ветхие" вряд ли применим к зеленым насаждениям, но это пишется намеренно, чтобы представить деревья никому не нужной древесиной, годной лишь на опилки.

По ссылке на эту статью на сайте "Москва-24" теперь открывается статья с исправленным содержанием и заголовком : "Программы по замене пылящих и ветхих деревьев в Москве нет". Вероятно, нам всем массово показалось, что о будущих вырубках старовозрастных деревьев определенных пород не информировала ни мэрия Москвы, ни московский телеканал, транслирующий новости столицы. Вот только скрины доказывают обратное.

Но и после 2016 г нет нет да и вспыхнет "инициатива" на официальном сайте мэрии Москвы по одномоментной вырубке всех старых деревьев в столице. Эти предложения подаются как бы от лица народа.. (АКТИВАТИКА).


Очень кажется, что за лоббированием повышения площади санитарных рубок в Московской области в ШЕСТЬ РАЗ (с 3 тыс. га в год до 18,3 тыс. га в год) стоят те же (или подобные по своим моральным убеждениям) лица,  что и пытались провести проект по смене всего древостоя в столице на новый. Когда даже нынешний масштаб сплошных санитарных вырубок вызывает волну возмущений в народе, поскольку проводятся они с массой нарушений и прямым криминальным основанием. И хочется спросить, когда же на неуемную деятельность этих лиц, упорно лоббирующих уничтожение зеленых насаждений и лесов Москвы и Московской области и вводящие этим население в протесты, обратят свое внимание органы, в чью прямую обязанность входит борьба с коррупцией и воровством в стране?

Наталья Новоселова

Международный Социально-экологический Союз
Страницы: 1
Читают тему