Новый законопроект угрожает заповедной системе. Гринпис поднял кампанию противодействия.

Страницы: 1
RSS
Новый законопроект угрожает заповедной системе. Гринпис поднял кампанию противодействия., [АКЦИЯ СРОЧНОГО ГРАЖДАНСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ]
 
АКЦИЯ СРОЧНОГО ГРАЖДАНСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Гринпис России поднял общественную кампанию противодействия внесению поправок в законопроект, угрожающей всей системе ООПТ России. Ранее на форуме это освещалось здесь: Михаил Крейндлин. НОВАЯ УГРОЗА ЗАПОВЕДНОЙ СИСТЕМЕ.
По этому законопроекту, нацпарки и заповедники России предлагается порезать на куски, исключив  из них дороги, населённые пункты и месторождения полезных ископаемых.

Необходимо проголосовать  против этого законопроекта!

Цитата

2 ноября опубликовали проект закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты (в целях перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию)». Проект поправок разработали в Минэкономразвития.

Если поправки примут, то из границ заповедников и нацпарков исключат земли населённых пунктов, дороги, линии электропередач, месторождения полезных ископаемых и сельхозугодья (ст. 57 законопроекта). Это разрушит целостность особо охраняемых природных территорий России, и последствия для природы будут непредсказуемыми.  По данным экспресс-анализа заповедная система потеряет около одного миллиона гектаров.

Если законопроект примут, нефтяники не оставят живого места в природном парке «Нумто», из-за добычи полезных ископаемых под угрозой окажутся пять заповедников («Большой Арктический», «Жигулевский» «Ненецкий», «Тунгусский», «Черные земли»), шесть национальных парков («Бузулукский бор», «Нечкинский», «Нижняя Кама», «Русская Арктика», «Самарская лука», «Югыд ва»), и шесть заказников федерального уровня («Васпухольский», «Верхне-Кондинский», «Елизаровский», «Самурский», «Сарпиский», «Харпинский») .

Под угрозой может оказаться каждый заповедный уголок России. Даже национальный парк «Лосиный остров» может потерять половину территории: ту, которая находится в Москве и которую по логике законопроекта можно отрезать.

Инструкция, как можно помочь (проголосовать против вредных поправок, оставить текстовое сообщение) изложена в Обращении Гринпис:



это нужно сделать до 30 ноября!

Наталья Новоселова

Международный Социально-экологический Союз
 

Я проголосовала против и разместила нижеприведенный текст. Он был основан на тексте Гринпис, но я его немного изменила.

Текст Гринпис

https://greenpeace.ru/news/2018/11/16/novyj-zakonoproekt-ugrozhaet-zapovednoj-sisteme/?fbclid=IwAR0MJG_rIYHaYnGb7dxeZLFNnaEHV-s8Z6PblbJxKK1pcYzTDl30C3WijJM



Мой вариант:

Я считаю недопустимым принять законопроект в указанной редакции, поскольку он нарушает законы Конституции Российской Федерации, противоречит указам Президента Российской Федерации Путина В. В. , угрожает разрушением всей уникальной системе особо охраняемых природных территорий России, будет нести этим непредсказуемые негативные последствия для природы России, а также имеет в себе явственную коррупциогенную составляющую.

Дело в том, что согласно статье 57 Законопроекта:

« 1. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 июля 2023 года:

1) органы исполнительной власти, осуществляющие управления особо охраняемыми природными территориями федерального или регионального значения осуществляют установление границ указанных территорий, исключая из их границ территории, не имеющие природоохранного назначения: земли, занятые населёнными пунктами, линейными сооружениями, производственными зданиями, объектами недропользования и другими подобными сооружениями, нахождение и эксплуатация которых в границах особо охраняемой территории не соответствует целям её создания;

4) земельные участки, ранее находившиеся в составе особо охраняемых природных территорий, используемые для ведения сельского хозяйства, и исключённые из состава лесничества (лесопарка) или особо охраняемой природной территории, подлежат включению в состав зон сельскохозяйственного назначения….»

Таким образом, это означает, что авторы законопроекта предлагают исключить из границ особо охраняемых природных территорий (включая государственные природные заповедники и национальные парки) значительные территории, занятые населёнными пунктами, дорогами, линиями электропередачи, месторождениями полезных ископаемых, сельскохозяйственными угодьями.

Понятно желание авторов проекта поправок обособить законодательно земли внутри ООПТ, не являющиеся прямо природными территориями. Однако категорически нельзя делать так, как ими предложено – просто исключать такие земли из состава ООПТ.

Это нельзя делать по той причине, что все перечисленные территории находятся внутри ООПТ или их пересекают, занимают огромные их площади и, очень часто, выполняют при этом и природоохранные функции, без которых данное ООПТ существовать не сможет. Удаление обозначенных в законопроекте категорий земель из состава ООПТ неминуемо приведёт к фрагментации охраняемых природных территорий и к их последующей деградации или уничтожению.

Возможное сокращение территории федеральных ООПТ, после принятия законопроекта 02/04/11-18/00085531 иллюстрирует данная веб-гис карта, подготовленная Гринпис России:

https://peatfires.nextgis.com/resource/239/display?panel=info&fbclid=IwAR0YqXQoqsFWghc0uqRjz...

Если исключить из состава ООПТ территории с разведанными и разработанными месторождениями полезных ископаемых, то многие ООПТ просто перестанут существовать как таковые или превратятся в изолированные друг от друга охраняемые островки, то есть и перестанут выполнять возложенные на них функции. Так, если этот законопроект примут, нефтяники не оставят живого места в природном парке «Нумто», из-за добычи полезных ископаемых под угрозой окажутся пять заповедников («Большой Арктический», «Жигулевский» «Ненецкий», «Тунгусский», «Черные земли»), шесть национальных парков («Бузулукский бор», «Нечкинский», «Нижняя Кама», «Русская Арктика», «Самарская лука», «Югыд ва»), и шесть заказников федерального уровня («Васпухольский», «Верхне-Кондинский», «Елизаровский», «Самурский», «Сарпиский», «Харпинский»).Под угрозой может оказаться каждый заповедный уголок России. Даже национальный парк «Лосиный остров» может потерять половину территории: ту, которая находится в Москве и которую по логике законопроекта можно отрезать.

Для многих ООПТ наличие в них линейных объектов (дороги), населённых пунктов, является важной составляющей выполнения ими основных задач — охрана территории, в том числе от пожаров, осуществление регулируемого туризма отдыха, сохранение историко-культурного наследия.

В поправках предлагается исключать из состава ООПТ земли сельскохозяйственного назначения. Непонятно все ли земли сельскохозяйственного назначения должны исключаться из границ ООПТ и по какому принципу это должно происходить? Отсутствие указанных критериев означает, что необоснованно широкие пределы принятия решений чиновниками, что является коррупциогенным фактором.

Помимо этого, как и в случае с населенными пунктами, дорогами и месторождениями полезных ископаемых, земли сельскохозяйственного назначения вклинены в территории ООПТ. Их исключение – будет вести к фрагментации и разрушению ценных природных территорий.

В условиях усиливающегося антропогенного воздействия на природу, заповедные территории являются гарантом сохранения всего многообразия растительного и животного мира, поддержания стабильного состояния окружающей среды многих регионов России. Предусмотренная законопроектом возможность массового изъятия земель из состава ООПТ повлечет собой катастрофическое разрушение сложившейся системы Особо охраняемых природных территорий России (уникальной по своему качеству в мире) , то есть непредсказуемые негативные последствия для всей природы страны. Особо охраняемые природные территории являются важнейшей составляющей сохранения биологического разнообразия и поддержания экологического равновесия многих регионов России. Законодательное закрепление возможности изъятия заповедных территорий приведёт к нарушению экологического баланса. Тем самым, будет нарушено закреплённое в статье 42 Конституции РФ право граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

Отмечу, что многие российские заповедники подпадают под действие различных международных конвенций и соглашений, в том числе являются объектами всемирного наследия. К сожалению, зачастую именно в их использовании заинтересованы нечистые на руку коммерсанты и связанные с ними чиновники. Законодательное закрепление возможности изъятия заповедных территорий многократно усилит воздействие на эти территории, и, соответственно, приведёт к нарушению международных обязательств России.

Следует также отметить, что 03.08.2018 принят Федеральный закон № 321-ФЗ, разработанный во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 31.01.2014 № Пр-210. Согласно этому закону земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников, находятся в федеральной собственности. Земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Запрещается изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников. Аналогичная норма внесена в отношении национальных парков. Исключение из государственных природных заповедников и национальных парков земельных участков, занятых указанными в статье 57 Законопроекта объектами, невозможно без изменения их целевого назначения и отчуждения из федеральной собственности.

Таким образом, Законопроект противоречит Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях».

Обращаю внимание, что сохранение и развитие ООПТ является важнейшей составляющей экологического развития России, что предусмотрено стратегическими документами, утверждёнными Президентом России Путиным В. В., в частности, Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, а также Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В связи с изложенным, считаю, что данный законопроект в представленной редакции противоречит Конституции РФ, действующему законодательству, стратегическим документам в области экологического развития России, включая «Майский указ» Президента, и прошу отказаться от его разработки.

Я думаю, авторы проекта поправок - Минэкономразвития РФ, допустила эти ошибки не намеренно, а в силу того, что их профессиональная компетентность не соответствует возможностям решать такие вопросы для особо охраняемых природных территорий. Иначе никак нельзя объяснять степень абсурдности предложенного! Я настоятельно рекомендую – собирать для решения подобных вопросов специалистов из профильного министерства (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации) и включать в разработку поправок представителей природоохранной общественности.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Решение задачи с законодательным обособлением земель внутри ООПТ, не являющихся ценными природными территориями, должно быть решено иным образом, а не так, как это предложено в данном законопроекте.

1. Прежде всего, необходимо определить целевые задачи такого обособления, то есть точно указать, для каких именно категорий земель и для каких целей это нужно сделать.

2. Все территории, по которым определены значимые цели законодательного обособления, могут быть наделены особым природоохранным статусом. То есть их нужно не исключить из состава ООПТ, а обособить внутри ООПТ как земли, внутри которых (в силу их функционального состояния), разрешена та или иная ограниченная деятельность.

3.  Все эти вопросы – должны обязательно обсуждаться еще на стадии разработки проекта со специалистами профильных ведомств (Министерства природных ресурсов и экологии – федеральное и региональные) и представителями широкой природоохранной общественности (Гринпис России, WWF России, Международный Социально-экологический Союз и других).

Обращаю внимание, что в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 851 (ред. от 31.10.2018), разработчик не позднее 60 календарных дней со дня окончания срока общественного обсуждения уведомления размещает на официальном сайте сводку предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения уведомления, с указанием позиции разработчика.

С уважением,

Новоселова Наталья Сергеевна

Международный Социально-экологический Союз

Наталья Новоселова

Международный Социально-экологический Союз
Страницы: 1
Читают тему