Наталья Прокофьева - Сообщения за 2019 год

Парашютисты-пожарные Коми готовятся к пожароопасному сезону 2019 года

Республика Коми готовится к пожароопасному сезону 2019 года. В эти дни в Корткеросском районе проходят тренировочные прыжки парашютистов-пожарных Коми регионального лесопожарного центра. Я понаблюдала за ходом   тренировки участников из Сыктывкара, Усть-Куломского и Троице-Печорского районов.  
IMG_2405 а.jpg
В аэропорту села Корткеросс на борт АН-2 готовилась подняться уже вторая группа парашютистов-пожарных, в состав которой входили шесть человек. В преддверии старта участники тренировки шутили, от души смеялись и не верилось, что остаются минуты до того момента, когда они выполнят контрольно-проверочные прыжки с парашютом "Лесник-3".
IMG_2211 а.jpg
"Эти ребята не новички, которые трясутся перед своим первым прыжком. Иные из них  10 лет уже трудятся в Коми лесопожарном центре. Так что прыжки с парашютом - это их обычная работа", - рассказывает летчик-наблюдатель из города Емвы Андрей Амосов.

IMG_2256 а.jpg
А заглянув в журнал дежурного по старту, я выяснила, что каждому участнику тренировочных прыжков предстояло выполнить до пяти упражнений только за один день!
IMG_2199 а.jpg
"После контрольно-проверочного парашютисты-пожарные выполнят прыжки в круги разных диаметров", - пояснил дежурный по старту Илья Макарин.
IMG_2197 а.jpg
Задача инструктора ППГ (парашютно-пожарной группы) Валерия Романова осложнялась еще тем, что он являлся в своей группе  выпускающим:
"Я должен проверить по карте проверки готовности парашютистов к прыжку: ножные и грудной обхваты, правильность зацепления свободных концов, двухконусный замок, парашютный прибор. После чего открыть дверь самолета и всех выпустить. Последний прыгаю я", - объясняет Валерий.  
IMG_2285 а.jpg

С оглушительным ревом в аэропорт прибыл Ан-2 с пятью парашютистами-пожарными на борту, которые открыли сегодняшний тренировочный день. Вместе с ними в качестве летчика-наблюдателя трудился директор Коми регионального лесопожарного центра Александр Емельяненко.

IMG_2281 а.jpg

 Но я успеваю сделать в аэропорту только несколько фото, запечатлевшие как парашютисты-пожарные второго борта садятся в самолет.

IMG_2271 а.jpg  

И надо было спешить в поселок Аджером, где находилась площадка приземления участников тренировочных прыжков.

IMG_2365 а.jpg  

Прибываю на место, когда идет пристрелка.

IMG_2299 а.jpg

Поэтому успеваю увидеть моменты выхода из самолета парашютистов и их отделения от самолета. Через четыре секунды в небе "вспыхивают" одинокие куполки парашютов.

IMG_2390 а.jpg

За ходом тренировочных прыжков наблюдает инструктор ПДПС (парашютно-десантной пожарной службы) лесопожарного центра Коми  Станислав Афанасьев. Связь с самолетом у него по рации, с парашютистами Станислав Николаевич общается по громкоговорителю.

IMG_2318 а.jpg

"Так  можно предупредить участников тренировки о каких-то нарушениях, например, чтобы безопасно разошлись, - объясняет Станислав Афанасьев. - В журнале фиксирую основные ошибки в ходе прыжка".

IMG_2312 а.jpg

После приземления парашютистов было уже не узнать - серьезные, сосредоточенные. "Так идет включение в работу после большого зимнего перерыва", - продолжаем беседовать с инструктором ПДПС.

IMG_2337 а.jpg

По словам Валерия Романова, прыгать было сложно из-за большой скорости купола.  

IMG_2353 а.jpg

"Надо было вовремя подорвать, чтобы мягко приземлиться", - поясняет Валерий.

IMG_2355 а.jpg

О других подробностях и тех перегрузках, которые испытывает парашютист во время прыжка, мне рассказал старший инструктор ПДПС лесопожарного центра Иван Мухрыгин. "Чтобы парашют открыть, надо приложить усилие 15 кг, чтобы завести прибор, часовой механизм – 28 кг, а нагрузка в момент раскрытия купола увеличивается почти в 10 раз!", - рассказал Иван Петрович.

IMG_2322 а.jpg

А на площадке приземления парашютисты должны были еще выбраться из снежного "плена" и собрать парашюты.  

IMG_2382 а.jpg

И  с таким грузом, а парашют "Лесник-3" весит 18, 5 кг, участники тренировки добираются  к месту посадки на буран - парашютисты отправляются готовиться к своему следующему прыжку.

IMG_2387 а.jpg  

Когда второй борт участников тренировки покинул площадку приземления, Станислав Афанасьев подробнее рассказал мне о ней.

IMG_2343 а.jpg

"Вот вы видите разного диаметра круги, в которые при последующих упражнениях должны будут приземлиться парашютисты.  На площадке приземления установлен измеритель скорости ветра. Если есть превышение, то мы отменяем тренировку и ждем благоприятных погодных условий", - проводит небольшую экскурсию Станислав Николаевич.

IMG_2398 а.jpg  

Едва успеваю поговорить со Станиславом Афанасьевым, как начинаются тренировочные прыжки участников на парашюте ПТЛ-72. Невероятно красивое зрелище в течение нескольких минут мы наблюдаем в небе - как "вспыхивают" ярко оранжевые купола ПТЛ-72, и парашютисты медленно а, я бы сказала, величественно возвращаются на землю.

IMG_2403 а.jpg

И вот почему. Несмотря на то, что ПТЛ-72 был разработан на базе "Лесника", однако он имеет меньшую скорость снижения. Парашютная система ПТЛ-72 легко управляется, поэтому применяется для тренировочных прыжков начинающих парашютистов. Одно из неудобств ПТЛ - 72 парашют очень тяжелый, его вес 22 кг.

IMG_2409 а.jpg

Завершился мой день на пожарно-химической станции, где я смогла понаблюдать, как происходила укладка парашютов "Лесник-3" и ПТЛ-72.  "Купол собираешь, начиная с вершины, - напоминает парашютистам принцип укладки старший инструктор ПДПС лесопожарного центра Коми Иван Мухрыгин. - Но сначала парашют нужно поднять и стряхнуть снег, а потом только в рулон складывать". Если не выполнить эти, казалось бы, такие простые правила, то от растаявшего снега намокнет полотно, и парашют может не раскрыться. После укладки парашюта качество работы проверяет инструктор.

IMG_2426 а.jpg

А потом парашютисты-пожарные вновь едут на старт, им объясняют задачу - какое упражнение следует выполнить, и все повторяется снова: подъем, прыжок, приземление, укладка парашюта и...новый старт!

IMG_2202 а.jpg

Без преувеличения могу сказать, что парашютисты -пожарные - это российские богатыри, которые стоят на защите зеленого золота нашего лесного региона!

Продолжение следует.
Наталья ПРОКОФЬЕВА.
Фото автора

Музей лесных трудяг

Во время своего путешествия по России небольшую остановку сделала во втором по величине городе Костромской области - Шарье. Этот населенный пункт появился благодаря железной дороге, проложенной здесь в начале прошлого века, и лесной промышленности. Одной из главных достопримечательностей Шарьи является музей леса, созданный под открытым небом. С удовольствием я познакомилась с его экспонатами.
Лесное хранилище истории Шарьи обосновалось в городском парке отдыха. Из Википедии я узнала, что в коллекции музея представлены: узкоколейный подвижной состав; лесозаготовительная и автотехника; лесопожарная и авиационная техника, а также водный транспорт.
IMG_9175 а.jpg
Было так необычно встретить в  парке фрагмент узкоколейной железной дороги с шириной колеи 750 мм и тепловоз ТУ8-0167, изготовленный на Камбарском машиностроительном заводе. Сначала он трудился в Зебляковском леспромхозе, а в музей леса был передан в 2014 году.
IMG_9182 а.jpg
Как использовался этот гигант для выполнения грузовой и маневровой работы на железных дорогах колеи 750 мм можно было увидеть на архивных фото, размещенных на баннерах в музее леса.

Следующий экспонат хранилища лесной истории  - самолет авиалесоохраны АН-2.
IMG_9207 а.jpg
Произведен он был на Киевском авиационном заводе. А начался выпуск этих легких (вес 3600 кг) многоцелевых самолетов в 1948 году.  Используется АН-2 как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолет и состоит на вооружении ВВС многих стран. И только с 1952 по нынешнее время он применяется и в системе авиационной охраны лесов.
IMG_9225 а.jpg
Путешествуя дальше по уличному музею, я встретила железных дровосеков? Но приглядевшись повнимательнее, узнала лесничего и лесорубов.
IMG_9222 а.jpg
А оставив позади увековеченных в железе работников леса, увидела большое скопление гигантов лесозаготовительной и лесопожарной техники. "Парад лесных  трудяг " проходил на поляне. Подойти поближе к экспонатам, установленным на деревянных помостах, можно было по дощатым тротуарам.  Открывал эту галерею вездеход пожарный лесной ВПЛ-149.
IMG_9227 а.jpg
Он предназначен для доставки личного состава к месту пожара, пожарного оборудования, воды, а также для локализации лесных пожаров заградительными, минерализованными полосами.
Следующий "обитатель" музея леса - лесной плуг ПКЛ-70-А.
IMG_9240 а.jpg  
Он готовит  почвы бороздами на нераскорчеванных вырубках под посев или посадку лесных культур, а также используется для прокладки противопожарных полос.
IMG_9241 а.jpg
А рядом расположилась валочно-пакетирующая самоходная машина ЛП-19. Не только увидеть ее я смогла в музее леса города Шарьи, но и подробно познакомиться с ее "биографией". Так я узнала, что "родилась" она на Йошкар-Олинском заводе лесного машиностроения. А начался выпуск этих машин в далеком 1975 году прошлого века. Ее вес 23 500 кг и предназначена она для выполнения лесозаготовительных работ по хлыстовой технологии заготовки древесины, а также для валки деревьев и формирования их в пачки для последующей трелевки трелевочным трактором.
IMG_9248 а.jpg
Среди экспонатов хранилища лесной истории можно было встретить и трелевочную машину.
А вот и сучкорезная машина ЛП-33 А, произведенная на Екатеринбургском заводе лесного машиностроения. Ее вес 19700 кг.
IMG_9254 а.jpg
Предназначена она для обрезки сучьев с деревьев хвойных и лиственных пород на лесопогрузочных пунктах лесосек или трелевочных волоках.
IMG_9260 а.jpg
В музее леса я познакомилась и с челюстным погрузчиком ЛТ-65. Можно догадаться было, что он предназначен для погрузки леса на лесовозный транспорт, штабелевки древесины и прочих погрузочно-разгрузочных работ на лесных складах и перевалочных базах.
IMG_9266 а.jpg
А вот он, лесопогрузчик-штабелер ЛТ-163, который был произведен на Сыктывкарском механическом заводе - предприятии, которого уже не существует.
IMG_9283 а.jpg
Еще один раритет был замечен в музее леса - это автомобиль лесовоз ЗИЛ-157. Изготовленный на заводе имени И. А. Лихачева он в связи с высокой проходимостью и неприхотливостью массово использовался в леспромхозах на вывозке древесины.
IMG_9288 а.jpg
Интересно было увидеть среди экспонатов и трактор ТДТ-40М, который предназначался для трелевки хлыстов.
IMG_9293 а.jpg
В музее леса города Шарьи можно было даже заглянуть внутрь  водометного катера КС-100, который участвует в работах на первоначальном сплаве леса и на малых сплавных рейдах.
IMG_9300 а.jpg
Моя прогулка  завершилась  знакомством с фотолетописью лесного региона России.
IMG_9191 а.jpg
Наталья ПРОКОФЬЕВА.
Фото автора
Фото: