Всем места хватит

25.11.2013

Всем места хватит

Малому бизнесу открывают доступ к лесным ресурсам

Правительство РФ на днях внесет в Госдуму законопроект, который откроет малому бизнесу доступ к лесным ресурсам. Поправки к Лесному кодексу, по сути, возвращают прежний порядок – когда через договор купли-продажи предприниматель мог взять древесину на корню без аренды. Нынешнее новшество в том, что в начальной ставке аукциона будет заложена сумма, необходимая для воспроизводства лесных ресурсов и ухода за ними, равнозначная тем затратам, которые сейчас несет арендатор на ведение лесного хозяйства. Власти рассчитывают, что принятие закона позволит увеличить занятость населения в лесных поселках, а также сократит объемы незаконных рубок, предоставив людям легальный и доступный способ заготовки древесины.

«Серые схемы» в прошлом?

Вопрос о развитии малого «лесного» предпринимательства поднял перед отраслью Владимир Путин в ходе апрельского заседания президиума Госсовета РФ в Улан-Удэ. Напомним, тогда на встречу с главами профильных министерств и лесных регионов президент России пригласил двух местных предпринимателей, которые без обиняков признали, что доступ к лесным ресурсам и рынкам сбыта лежит через посредников. Простые бизнесмены вынуждены либо скупать у арендаторов лес втридорога, либо воровать его у государства, либо использовать «серые схемы» заготовки древесины через право граждан брать древесину для собственных нужд, что также пахнет криминалом.

После Госсовета глава государства дал поручение правительству разработать законопроект, который ликвидирует пробел в лесном законодательстве в части обеспечения возможности заготовки древесины малым бизнесом. Введение такой нормы, согласно экспертным прогнозам, позволит в краткосрочной перспективе увеличить заготовку древесины на 20 млн. кубометров, в том числе за счет легализации древесины, находящейся в теневом обороте. Причем – без изменения объемов по действующим договорам аренды лесных участков.

– Малый лесной бизнес должен стать основой для нормальной работы лесного комплекса, – считает заместитель председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Юрий Шуваев. – Он может повсеместно успешно работать и в Сибири, и в малолесной зоне. Это ни в коем случае не означает, что он в силе заменить крупный бизнес, однако может восполнить его работу и сделать в целом работу всего лесопромышленного комплекса успешной.

 В единстве уже не мелочь?

Согласно Лесному кодексу РФ у бизнеса есть только две легальные возможности получить лес: через аренду или реализацию приоритетного инвестпроекта. Понятно, что и аренду, и крупный инвестиционный проект могут потянуть только крупные игроки отрасли. Для поддержки малого предпринимательства власти ряда регионов предложили местным небольшим компаниям объединяться в холдинги, чтобы сообща иметь равные конкурентные возможности с крупными игроками. Так, в Архангельской области в 2011 году возник «Поморский лесной технопарк», объединяющий 20 предпринимателей. Это небольшие лесоперерабатывающие предприятия, которые расположены в Коношском, Каргопольском, Шенкурском, Плесецком, Красноборском районах области, а также в самом Архангельске.

По словам председателя Совета директоров «Поморского лесного технопарка» Сергея Дерябина, который сам является директором входящей в холдинг производственно-строительной компании «Интерстрой», реальный способ получить небольшим предприятиям лесной фонд – сообща реализовать инвестпроект с объемом инвестиций не менее 300 млн. рублей (это формальный критерий для включения проекта в минпромторговский перечень приоритетных). В этом случае можно рассчитывать на преференции от государства.

– В одиночку малое производство такое финансирование потянуть не может, но есть другой вариант – объединиться и оформить заявку «единым пакетом», что и было нами сделано – кто-то вложил 70 млн., а кто-то 10. В зависимости от этого у каждого своя доля в общем предприятии, – рассказал Сергей Дерябин. – Нам здорово помогает региональная власть: под наш технопарк уже закреплено 270 тысяч кубометров ежегодной лесосеки, из заявленных 350 млн. рублей половину мы уже вложили в создание новых мощностей по переработке лесного сырья. Наш инвестпроект прошел согласование в Рослесхозе, сейчас ждет финального рассмотрения в Минпромторге России на право включения в Перечень приоритетного, что дает безаукционный доступ к лесным участкам, за которые можно платить полцены. Это и есть реальная помощь государства бизнесу – ежегодно заготавливая 270 тысяч кубометров, мы сможем экономить 10,8 млн. рублей. Это для нас очень существенно.

– 270 тысяч кубометров были выбраны властью для нас на свободных участках леса, – объясняет он. – То есть каждый участник нашего технопарка в том районе, где он живет, в буквальном смысле подобрал те участки, от которых крупный бизнес по разным причинам отказался.

– Далее – приоритетный инвестпроект обязывает нас заниматься комплексным освоением лесов, то есть даже отходы переводить в топливо, – продолжает рассказ Сергей Дерябин. – Сейчас мы ставим котельную в 1,5 мегаватта для отопления производственных площадок судостроительного завода «Красная кузница», расположенного в городе Архангельске. Ведем переговоры с двумя муниципалитетами о переводе их на отопление местными видами топливами из наших котельных.

По словам Дерябина, многие поморские предприятия традиционно ориентированы на экспорт своей продукции. А Поморский технопарк занял свою нишу – нашел возможность закрывать потребности внутреннего рынка в деревянном домостроении, продукции лесопиления и биоэнергетики.

– Малый бизнес убить сложно, нас много – если один из участников процесса вдруг отказался, то рядом есть другой, – объясняет он. – Когда контрагентов много, то оперировать ими исполнительной власти, конечно, сложнее, но они более надежны для экономики региона и риск неплатежей гораздо ниже, чем если умрет один, но большой бизнес.

 Большой брат доволен?

Примечательно, что развитие малого предпринимательства в лесу приветствуют и крупные компании отрасли. Не случайно в преддверии принятия поправок в Лесной кодекс генеральный директор Архангельского ЦБК Дмитрий Зылёв заявил местным СМИ, что заинтересован работать напрямую с малым бизнесом по лесопоставкам.

Сегодня из необходимых для работы комбината 3,6 млн. кубометров древесины эксклюзивный поставщик сырья на комбинат ГК «Титан» заготавливает только 1,5 млн. Дефицит лесосырья комбинат намерен восполнять, в том числе, путем приобретения его на свободном рынке.

– Сегодня рабочая модель совместной деятельности комбината, ГК «Титан» и малого бизнеса в сфере лесопоставок довольно успешно функционирует, – констатировал Дмитрий Зылёв. – Но наша компания заинтересована в дальнейшем расширении сотрудничества с представителями малого и среднего бизнеса в формате именно прямых взаимоотношений, без посреднических схем.

Между тем примеры успешной кооперации малых форм собственности в лесу есть и в других регионах. Например, успешно зарекомендовал себя подобный проект в Алтайском крае, где в рамках хозяйственного партнерства «Боровлянский лесхоз» 4 организации подали единую заявку на реализацию приоритетного инвестпроекта. В Вологодской области с 2011 года «Бабушкинский союз предпринимателей» реализует приоритетный инвестпроект по комплексному освоению и переработке древесного сырья. В «союзе» 14 учредителей, которые сообща осваивают в рамках инвестпроекта 175 тысяч кубометров древесины.

Впрочем, генеральный директор вологодского холдинга Наталья Городишенина с определенной долей опасения относится к грядущему краткосрочному пользованию.

– Сейчас раздадут разовые делянки, мелкий сектор их освоит – а кто восстанавливать будет? – спрашивает она. – Нынешний Лесной кодекс и разрабатывался для того, чтобы в лесу появился хозяин в лице арендатора, который будет отвечать за весь комплекс лесохозяйственных работ. Мы в рамках инвестпроекта занимаемся уходом за лесом, а мелкий бизнес на это разве способен?

Решение проблемы она видит в предоставлении лесных участков в субаренду.

– Пока наш проект не вышел на 100%-ную мощность, мы до 25% делянок отдаем на подряд, – признает Наталья Городишенина. – Цены не заламываем – лиственные породы отдаем по 240 рублей за кубометр на корню, хвойные – по 400 рублей. Довольны все – и мы, потому что полностью осваивается расчетка и получаем дополнительные деньги для реализации инвестпроекта, и малый бизнес, у которого есть доступ к сырью.

Однако такую точку зрения не разделяет председатель Комитета лесного хозяйства Московской области Евгений Трунов. Он вспоминает, что, когда в 2009 году отменили проведение аукционов, многие арендаторы благодаря субаренде стали настоящими лесными олигархами, потому что они вынуждали малый бизнес работать на заранее невыгодных условиях.

– У государства они брали лес на корню за 30-40 рублей за кубометр, а малым продавали по 400-500 рублей, – объяснил он схему взаимодействия отраслевого бизнес-сообщества. – Но ясно же, что затраты на лесохозяйственные мероприятия не могут превышать в десятки раз стоимость самой попенной платы. То есть арендаторы на этом наживались, что я считаю абсолютно неправильным.

По словам Евгения Трунова, в ряде регионов – в Архангельской, Тверской, Вологодской, Кировской, Ленинградской областях – в свое время малый бизнес получил очень сильное развитие.

– Люди, которые начинали с одной бензопилы и старенького трактора, сейчас имеют в собственности харвестеры, форвардеры, лесопильные заводы, сушилки. И они работают только на экспорт, обеспечивают высокое качество продукции, – отмечает он. – И потом – у нас не все леса примыкают к крупным лесоперерабатывающим центрам. Какой крупный арендатор возьмет делянку, например, в каком-нибудь отдаленном районе Республики Коми? Там предприниматель будет максимум заготавливать древесину, чтобы содержать свою семью – это один из способов вовлечения населения в занятость и сокращения нелегальных рубок.

С ним согласен заместитель председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Юрий Шуваев, который подчеркивает, что малые предприниматели решают очень важную проблему – обеспечения местного населения дровами, пиломатериалами. Кто это будет делать, если не они?

 Полумеры – не выход?

Малый бизнес, который все же рискнул взять в аренду лес, сталкивается и с другой проблемой – непосильной нагрузкой со стороны местных властей. По словам председателя Сахалинского регионального отделения «Опоры России» Юрия Дьякова, в договорах аренды власть прописывает такие условия, что 80% от прибыли уходит на их выполнение. Помимо обязательных лесохозяйственных мер местных лесопользователей заставляют строить мосты через реки для освоения новых массивов и прохода большегрузной техники. Строительство одного такого моста обходится в несколько миллионов  рублей.

Дьяков с оптимизмом воспринял инициативы президента, связанные с малым лесным бизнесом. Большим плюсом он считает и разработку типовых форм договоров аренды для каждого вида лесопользования, которые не позволят местным властям злоупотреблять полномочиями и решать свои задачи за счет бизнеса.

Юрий Шуваев считает, что российские власти не должны останавливаться на  половинчатых решениях. По его мнению, малому бизнесу в лесной сфере требуется серьезная законодательная поддержка. В пример он приводит сельское предпринимательство.

– Должны быть свои подходы в налогообложении, лизинге, льготные формы кредитования природоохранной деятельности, – предлагает эксперт. – Сейчас говорят об освоении малонаселенных территорий. А ведь Россия наполовину состоит из лесов. Значит, прежде всего там нужно создать условия для труда и комфортного ведения малого и среднего бизнеса.


Автор:  Иван Якубов

Возврат к списку


0
frizikill
Полезно!
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить изображение
 

Видео

Солдаты природы.Заповедная Россия.Борьба с браконьерством.

Каждый день и каждую ночь по всей России, во всех часовых поясах, выполняют свою миссию государственные инспекторы. Они охраняют дикую природу. Пытаются сберечь ее для наших детей и внуков. Что заставляет этих людей, несмотря на мизерную зарплату и отсутствие понимания в обществе изо дня в день, из года в год выходить на опасные дежурства?

Статьи

Может ли посадка леса навредить?

Алексей Ярошенко

Многие люди воспринимают посадку леса как что-то однозначно доброе, правильное и полезное для природы. Отчасти такое мнение возникло из-за ощущения, что посадки леса увеличивают его площадь или, как минимум, не дают ей сокращаться. По мнению автора, в условиях России в большинстве случаев это неправда.

Сколько лесов в России?

Алексей Ярошенко

Один из самых опасных мифов о российских лесах — это представление об огромных таёжных пространствах и о неисчерпаемости наших лесных ресурсов. Официальная статистика вроде бы подтверждает, что лесов у нас много — примерно ⅕ от их общей площади на Земле (20,1%, согласно Глобальной оценке лесных ресурсов 2020 года). Так много лесов в России или мало? Давайте разберёмся.