Пятая часть всего российского мусора скопилась в Подмосковье

Пятая часть всего российского мусора скопилась в Подмосковье
31 марта 2018
При этом 2/3 мусора на свалках Подмосковья - из Москвы. WWF России считает, что мусоросжигательные заводы не решат проблемы. Внедрение системы раздельного сбора мусора и его вторичной переработки стала одной из ключевых тем «Часа Земли — 2018».

Россияне выбрасывают почти 60 млн тонн мусора ежегодно, что равняется 1/8 массы всех живущих на Земле людей. Всего за последние годы на российских свалках накопилось более 40 миллиардов тонн отходов, произведенных людьми и предприятиями. Построенные при СССР мусорные полигоны переполнены, количество нелегальных свалок в разы превышает количество легальных. 90% всех отходов отправляется на помойки, и лишь около 10% перерабатывается или сжигается (для сравнения: в ряде прогрессивных стран на переработку идет уже более 60-70% отходов).

Правительство уже утвердило проект «Чистая страна», который предполагает закрытие полигонов и строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ), однако это не решит проблему. У авторов проекта, экологического сообщества и местных жителей мнения насчет проекта расходятся.

Инвесторы ссылаются на опыт западных стран, в которых мусоросжигательные заводы за 20 лет работы доказали свою практичность. Эксперты же настаивают на том, что мусоросжигание — не только экологически опасный и экономически неэффективный, но и стратегически тупиковый путь. Мусоросжигание — самая дорогая технология обращения с отходами; кроме того, оно препятствует развитию вторичной переработки. В поддержку мусоросжигательных заводов часто приводят в пример Швецию, которая закупает мусор у соседей. На самом же деле она стала «заложницей» МСЗ, заключив долгосрочные контракты. Растущий уровень переработки не оставляет сырья для мусоросжигания и его приходится закупать в соседних странах.

В России жители районов, в которых планируется строительство, обоснованно обеспокоены тем, какое влияние на их здоровье и уровень жизни окажут мусоросжигательные заводы. При сжигании мусора в атмосферу может выделяться около 250 видов веществ разной степени токсичности, в том числе высокотоксичные — тяжелые металлы и крайне ядовитые диоксины (сильнейшие канцерогены и мутагены). Зола и шлаки высокого класса опасности, образующиеся при сжигании, требуют захоронения на специальных полигонах. Зарубежные исследования подтверждают взаимосвязь между близостью проживания людей к МСЗ и состоянием их здоровья.

В новой редакции федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорится о том, что до сжигания исходное сырье и материалы должны быть максимально использованы, отходы вторично переработаны, а главное — образование отходов должно сокращаться. Приоритетная поддержка строительства мусоросжигательных заводов со стороны государства противоречит данному закону.

При разделении мусора на уровне домохозяйств можно вторично перерабатывать более 70-80% отходов, что значительно сократит количество мусора, вывозимого на свалки. Таким образом, полезные материалы, на производство которых уже затрачены ресурсы, могут быть использованы повторно, что сократит нагрузку на планету. Например, пластиковые бутылки могут превратиться в одежду и мебель, а алюминиевые банки — в велосипед.

Главная причина токсичных выбросов со свалок – пищевые отходы (а это 30-40% от общего объема мусора среднестатистического горожанина), которые выбрасываются вперемешку с непищевыми, в том числе опасными отходами, образуя «гремучую смесь». Кроме того, когда отходы смешиваются, сравнительно небольшая часть пищевых отходов загрязняет остальные, резко снижая объем того, что может быть переработано. Поэтому в первую очередь необходимо организовать раздельный сбор отходов в несколько потоков, при котором мусор делится на 3 части – органические (пищевые) отходы, перерабатываемые (стекло, бумага, алюминий, пластик и т.п.) и все остальное, что на сегодня переработать нельзя. Вторсырье должно отвозиться на перерабатывающие заводы, которым на данный момент не хватает сырья для переработки. А из пищевых отходов может производиться компост (такие примеры в России уже есть) или биогаз.

Еще один способ обращения с пищевыми отходами – решение, которое применяется во многих странах - это диспоузеры (измельчители) в раковинах, куда могут выбрасываться и перемалываться все очистки. "В Москве и Подмосковье можно установить требование, чтобы все квартиры в новостройках оборудовались такими диспоузерами, - считает Игорь Честин, директор WWF России. - Для канализации это безопасно и пойдёт только на пользу, потому что активный ил (комплекс бактерий и организмов), который очищает воду, сейчас испытывает голод. Чтобы он лучше работал, нужно либо добавлять органики, либо уменьшать количество воды".

В настоящий момент доступ к инфраструктуре раздельного сбора мусора в крупных городах имеют в среднем около 14% горожан. Одна из основных проблем — региональные и муниципальные власти не ставят задачу организовать доступную инфраструктуру раздельного сбора для жителей и повысить объем собираемого вторсырья, не стимулируют к этому операторов по обращению с отходами. Однако граждане могут как требовать от властей внедрения раздельного сбора отходов, так и самостоятельно организовать его в своем доме.

Необходимо развивать систему обращения с отходами в соответствии с уже принятыми приоритетами госполитики — они в полной мере соответствуют пути, по которому идут прогрессивные страны. Для этого следует сокращать образование отходов, развивать систему раздельного сбора и переработки отходов, вести масштабную информационно-просветительскую работу с населением.
Короткая ссылка на новость: https://forest.ru/~wtKqL

Поделиться новостью

Комментировать

Что бы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Войти на сайт:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

Может ли посадка леса навредить?

Алексей Ярошенко

Многие люди воспринимают посадку леса как что-то однозначно доброе, правильное и полезное для природы. Отчасти такое мнение возникло из-за ощущения, что посадки леса увеличивают его площадь или, как минимум, не дают ей сокращаться. По мнению автора, в условиях России в большинстве случаев это неправда.

Сколько лесов в России?

Алексей Ярошенко

Один из самых опасных мифов о российских лесах — это представление об огромных таёжных пространствах и о неисчерпаемости наших лесных ресурсов. Официальная статистика вроде бы подтверждает, что лесов у нас много — примерно ⅕ от их общей площади на Земле (20,1%, согласно Глобальной оценке лесных ресурсов 2020 года). Так много лесов в России или мало? Давайте разберёмся.