Информирование населения о пожарах не требует особых вложений

Информирование населения о пожарах не требует особых вложений
30 Июня 2014
На состоявшемся заседании Общественного совета Рослесхоза обсуждался вопрос об информационной работе по лесопожарной тематике на сайтах органов государственного управления лесами и местного самоуправления.

Эксперт Социально-экологического союза Алексей Григорьев отметил, что складывающаяся лесопожарная ситуация требует быстрых и решительных действий. За первое полугодие 2014 года лесными пожарами было пройдено  1,4  млн.га. Это в 3 раза больше аналогичных показателей 2013 года. По пройденной огнем площади первая половина лесопожарного сезона 2014 года оказалась самой тяжелой за последние 6 лет.

Вследствие лесных пожаров возникали чрезвычайные ситуации: массово гибли люди, взрывались военные склады, сгорали десятки домов, под угрозой оказывались поселки и их жители (в апреле – Амурская область и Забайкальский край, май – Иркутская область, июнь – Нижегородская, Республика Саха-Якутия).

Анализ информационной работы по лесопожарной тематике, прежде всего, на  интернет-сайтах органов власти и управления лесами показал, что несмотря на определенные положительные изменения в период между 2011 и 2013 годом, сохраняются многочисленные проблемы:
•    телефоны горячих линий присутствуют на 88% интернет-сайтов органов государственного управления лесами в субъектах РФ (в 2011 году было 46%);
•    памятки для населения о действиях в случае лесных пожаров –  46% (в 2011 г. – 28%);
•    оперативная информация о лесопожарной обстановке, хотя бы в виде регулярных сообщений в новостной ленте, была обнаружена на 46% сайтов (2011 г. – 30%).

Как отметил Григорьев, на сайте Рослесхоза регулярно публикуется информация о лесопожарной обстановке, однако из сообщений о пройденной за прошедшие сутки площадях, численность занятых тушением лесных пожаров и т.д. невозможно понять, что лесопожарный сезон 2014 года развивается по одному из самых тяжелых вариантов. Информация об общем числе пожаров и пройденной ими площади с начала сезона не приводится, как и сравнение их с аналогичными результатами последних лет.

Следует отметить, что такого рода сведения и регулярная информация о лесопожарной ситуации в публикуется в новостных разделах Департаментов лесного хозяйства по Дальневосточному, Сибирскому и Уральскому федеральному округу, но не обнаруживается в случае Центрального, Приволжского, Северо-Западного и Южного округов.
Практически не публикуется информация о прогнозах лесопожарной опасности по погодным условиям, хотя такого рода сведения имеются в прогнозах чрезвычайных ситуаций, которые готовят региональные центры МЧС.  

Гораздо более активная и качественная работа на уровне Департаментов лесного хозяйства в федеральных округах по лесопожарной тематике будет особенно необходима в ситуации, когда в значительной части субъектов РФ она ведется на недостаточно качественном уровне. Как уже было сказано ранее, оперативная информация о лесопожарной ситуации на интернет сайтах органов государственного управления  лесам в субъектах РФ отсутствует в половине случаев.

В качестве иллюстрации доклада были приведены свежие примеры 2014 года. Несмотря на тяжелейшую лесопожарную ситуацию на интернет-сайте Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области оперативная информация, равно как и новостная лента в целом, отсутствует.

На  интернет-сайте Государственной лесной службы Забайкальского края лесопожарная информация публикуется достаточно регулярно. Однако в период с 1 по 6 мая, сразу после вызванной лесным пожаром взрыва военных складов, массовой гибели людей, в период максимальной мобилизации сил на борьбу с огнем (о чем регулярно сообщало ГУ МЧС по Забайкальскому краю) новых сообщений не появлялось.

Лесопожарные сообщения на интернет-сайте Агентства лесного хозяйства Иркутской области можно рассматривать как образцовые по форме, но отнюдь не по содержанию. Как показала проведенная Рослесхозом проверка, оно мало соответствует действительности: среднее расхождение по пройденной огнем площади составило 3,6 раза.
В Нижегородской и Московской областях на уровне субъекта органы управления лесами и МЧС активно работают с лесопожарной информацией, в том числе с прогнозами пожарной опасности по погодным условиям.

Однако с прохождением этих сведений до интернет-сайтов органов местного самоуправления имеются очень большие проблемы. Сообщения на тему высокой угрозы лесных пожаров на интернет-сайте администрации г.Дзержинск появились только после того, как чуть не сгорели два дачных поселка. Аналогичная ситуация в Забайкальском крае и Иркутской области. На интернет-сайте администрации Нижнеилимского района про лесные пожары сообщили после того, как сгорели более 20 жилых домов в пос.Дальний. На интернет-сайте Карымского района, на территории которого находился взорвавшийся вследствие лесного пожара военный склад, в апреле-мае новостные полностью отсутствовали.

Казалось бы, в Московской области, которая еще помнит катастрофические лесные и торфяные пожары 2010 года, где находятся органы государственного управления, офисы природоохранных организаций и т.д., ситуация должна быть другой. Однако опубликованное 6.06.2014 Комитетом лесного хозяйства Московской области решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств на территории 16 муниципальных районов было продублировано на интернет-сайтах муниципальных образований только в 5 случаях (т.е. менее трети). В остальных случаях такого рода информации обнаружить не удалось. В одном единственном (Серпуховском) районе на главной странице интернет-сайта его администрации были обнаружены яркие, хорошо видные телефоны горячих линий, по которым можно обратиться в случае лесного пожара.

Решение многих из этих проблем не потребуют особо значительных средств и сил, и может и должно быть выполнено в ближайшее время. Эти изменения существенно повысят качество информационной работы по лесопожарной тематике уже во второй половине лесопожарного сезона 2014 года.

В качестве предложений были озвучены следующие меры:

1. В информационных сообщениях Рослесхоза:
•    указывать дополнительно общую пройденную огнем площадь и количество лесных пожаров с начала лесопожарного сезона и проводить их сравнение с аналогичными показателями за прошлые годы;
•    в списке субъектов РФ, где действуют лесные пожары, давать гиперссылки на интернет-сайты органов государственного управления лесами (для чего провести актуализацию и уточнение этой информации)
•    в списках субъектов, в которых введен режим чрезвычайной ситуации или особый противопожарный режим, давать гиперссылки на официальные тексты этих документов

2. В интернет-разделах Департаментов лесного хозяйства в федеральных округах:
•    в течение лесопожарного сезона размещать регулярные ежедневные информационные сообщения о лесопожарной ситуации и ее прогнозах с использованием материалов, которые ежедневно готовятся Региональными центрами МЧС. Размещение этой информации Департаментами лесного хозяйства в федеральных округах будет особенно важно в случаях, когда она отсутствует на интернет-сайтах органов государственного управления лесами в субъектах РФ, входящих в состав Федеральных округов (особенно актуально для Южного и Кавказского федеральных округов);
•    рассмотреть возможность создания особых разделов, посвященных лесным пожарам на территории Федерального округа, аналогично тому, что имеется в общефедеральной части сайта Рослесхоза;

3. Органы государственной власти и управления лесами в субъектах РФ:
•    в период лесопожарного сезона обеспечить ежедневную публикацию сводок о лесопожарной ситуации и прогнозов пожарной опасности в лесах по погодным условиям, которые регулярно разрабатываются и публикуются субъектовым МЧС, с помещением этих сводок и их архивов в новостных лентах;
•    проверить наличие в документах, регламентирующих введение особого противопожарного режима, указаний на необходимость активной информационной работы по лесопожарной тематике на интернет-сайтах органов местного самоуправления;
•    в субъектах Российской Федерации, где введен особый противопожарный режим, проверить наличие информации об этом на  интернет-сайтах органов местного самоуправления;
•    в случаях введения ограничений пребывания граждан в лесах и въезда в них – проверять прохождение этой информации до  интернет-сайтов органов местного самоуправления.

Короткая ссылка на новость: http://www.forest.ru/~JRq7i

Поделиться новостью

Что бы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Войти на сайт:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

Оценка сроков наступления «засухи» в московском регионе. Лето 2019 года

Егор Цимеринов

По итогам весны 2019 года вполне допустимо оценить возможные сроки и степень «засухи» в Московском регионе. Прогнозы динамики показывают возможные сроки наступления обратимой и необратимой засухи.

Знаем ли мы, сколько стоит подмосковный лес?

Коротков С.А., Захаров В.П.

В настоящее время лесной сектор экономики Московской области, имея природно-ресурсный, производственный и кадровый потенциал, использует его с низкой эффективностью. Его непропорциональное развитие оказывает негативное влияние на состояние лесного фонда. Отсутствие практики учёта экономической отдачи различных составляющих потенциала лесных территорий, в том числе не связанных с заготовкой ресурсов, не даёт возможности в полной мере оценить отдачу реализуемых в сфере лесного хозяйства мероприятий, размеры компенсации при расчёте ущерба лесному фонду вследствие порубки, загрязнения или изъятии покрытых лесом территорий для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства или охраны природы и другие аналогичные задачи.