Лесную охрану Подмосковья ожидают реформы

Лесную охрану Подмосковья ожидают реформы
1 Ноября 2014
30 октября 2014 года в Совете Федерации состоялось расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на тему «О состоянии федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов: вопросы правового обеспечения». Организатором совещания выступил Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользование, а вел заседание председатель Комитета Совета Федерации Г.Г. Горбунов. По сообщению пресс-службы Комитета лесного хозяйства, в работе совещания приняли участие руководитель Федерального агентства лесного хозяйства И.В. Валентик, председатель Комитета лесного хозяйства Московской области П.О. Кукушкин, заместитель председателя Комитета лесного хозяйства Московской области А.В. Ушмодин и другие специалисты лесного хозяйства Московской области.

В ходе совещания председатель Комитета лесного хозяйства Московской области П.О. Кукушкин выступил с докладом на тему «Проблемы соблюдения правил использования лесов в Московской области с учетом уникальной рекреационной нагрузки». В докладе он подробно охарактеризовал четыре главные проблемы законодательного характера Лесного законодательства Московской области – без решения этих проблем и внесения изменений в лесное законодательство навести порядок в подмосковных лесах будет весьма сложно.

Все четыре проблемы связаны с высокой рекреационной нагрузка на леса Московской области – она в 62 раза превышает аналогичные показатели по России и в 30 раз - по Центральному федеральному округу. В среднем на каждый гектар подмосковных лесов приходится 10 человек жителей Москвы и Московской области.

– Из-за столь значительной рекреационной нагрузки на леса Московской области и их рекреационной ценности преобладающими нарушениями являются самовольный захват лесных участков, незаконное возведение строений и сооружений, особенно заборов, нарушение правил пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, особенно захламление лесов бытовым мусором, – говорит Председатель Комитета лесного хозяйства П.О. Кукушкин.

Так, за период с июля 2012 по настоящее время в судами рассматривалось более 900 дел по земельным спорам с участием Комитета лесного хозяйства Московской области. На сегодняшний день в судах решается вопрос в отношении 4525 га земель лесного фонда на территории Московской области. Причины земельных споров - согласование (установление) границ земельных участков, кадастровые ошибки, незаконные действия муниципальных администраций, оспаривание права на земельные участки - истребование из чужого незаконного владения и признание права отсутствующим, дела о самовольных захватах. По 593 делам приняты судебные решения в пользу Комитета лесного хозяйства, что составляет 86 % принятых решений, 97 решений не в пользу Комитета лесного хозяйства. Из них: 44 решения по спорам, связанным с установлением границ, кадастровыми ошибками, администрациями; 37 судебных актов по спорам об оспаривании прав на земельные участки - о признании права отсутствующим, истребовании из чужого незаконного владения; 16 решений по делам, связанным с освобождением земельных участков, признании строений самовольными и их сносе.

Происходившие ранее изменения лесного законодательства создают дополнительную сложность в решении вопроса о незаконных постройках и сооружениях. До 2007 года законодательством была предусмотрена возможность возведения заборов и оград на территории лесного фонда и огораживания лесных участков. Затем такие действия попали под запрет, однако закон обратной силы не имеет, и уже возведенные ограды имеют право на существование. Эта ситуация создает ряд сложностей, так как определить и доказать когда была сооружена ограда зачастую проблематично. Для решения этого вопроса необходимо четко указать либо запрет на огораживание участков леса, либо четко регламентировать такое огораживание.

Второй крайне актуальной проблемой является самозахват лесных участков. Комитетом лесного хозяйства Московской области в настоящее время принимаются все законные меры по борьбе с самозахватом, однако, из-за высокой рекреационной и финансовой привлекательности лесов, в рамках действующего законодательства в корне переломить ситуацию невозможно.

Неоднократно фиксировались случаи самовольной вырубки лесных насаждений при проведении строительства дачных поселков и СНТ, несанкционированной прокладки объездных дорог на территории лесного фонда, для чего вырубались деревья, несанкционированного огораживания земель лесного фонда. Кроме того, зачастую аналогичные нарушения совершаются на основании неправомочно выданных местными администрациями разрешений.

Особую сложность в этом вопросе создает существующий порядок принятия судебных решений и их реализация – для принятия судебного решения о сносе незаконно возведенного здания или сооружения, будь то обыкновенный забор или элитный коттеджный поселок, необходимо установить собственника и точно охарактеризовать незаконное сооружение. Здесь и кроется ряд лазеек – даже в том случае, если удалось найти собственника и в судебном порядке принудить его к сносу незаконного строения, ему достаточно незначительно изменить объект – перекрасить забор или пристроить крылечко к дому – и процесс необходимо начинать по новой. В результате складывается ситуация, когда судебные разбирательства тянутся годами, а нарушитель при этом спокойно продолжает пользоваться своим объектом.

– В настоящее время Комитетом лесного хозяйства Московской области ведется Реестр самовольно занятых лесных участков, который размещен на официальном сайте. За период с июля 2012 по настоящее время проведено более 30 тысяч патрулирований участков земель лесного фонда, в результате которых выявлено более 10 тысяч правонарушений, из них более 600 – совершенных неустановленными лицами, более 800 материалов передано в следственные органы, - уточняет председатель Комитета лесного хозяйства П.О. Кукушкин. - По поводу самовольного занятия лесных участков за этот период составлено 1976 протоколов об административных правонарушениях.

Специалисты Комитета лесного хозяйства предлагают воспользоваться опытом Правительства города Москвы, издавшего постановление от 2 ноября 2012 г. № 614-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов».

Этим постановлением закреплен порядок освобождения земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Согласно данному порядку после выявления незаконно размещенных объектов соответствующая информация передаётся в Окружную комиссию по пресечению самовольного строительства, которая принимает решение или о демонтаже и перемещении незаконно размещенных объектов, или о направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимости. Такой порядок позволяет в кратчайшие сроки обеспечить освобождение земельных участков от незаконно возведенных объектов.

Специалистами Комитета лесного хозяйства Московской области предлагается рассмотреть возможность установления аналогичного порядка в отношении незаконно возведенных объектов, расположенных на землях лесного фонда.

Другим важным условием обеспечения соблюдения лесного законодательства является повышение штрафных санкций. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда нарушитель извлекает из нарушения больше выгоды, чем сумма штрафа, который он рискует заплатить. Эта же мера должна помочь в целях обеспечения выполнения арендаторами лесных участков мероприятий по охране и защите лесов, предусмотренных лесным законодательством и договорами аренды, поскольку в настоящее время им проще и дешевле оплачивать штрафы, чем выполнять дорогостоящие лесохозяйственные мероприятия.

  – С целью обеспечения соблюдения особого противопожарного режима также необходимо прямо закрепить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение запрета на посещение лесов и въезд в них транспортных средств при 4 и 5 классах пожарной опасности в зависимости от условий погоды, так как фактически, такой запрет без санкции за его нарушение не соблюдается, – уточняет Павел Олегович Кукушкин

Важным вопросом правового регулирования является применение технических средств фото- и видеофиксации правонарушений. В настоящее время в лесах Московской области активно применяются так называемые «фотоловушки» - работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фотосъемки и моментальной отправки сделанных фотографий через интернет. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время эти устройства могут использоваться исключительно как дополнительное средство изобличения правонарушителя или сигнализирования о правонарушении, тогда как логичным и целесообразным было бы уравнять их с аналогичными устройствами, используемыми для фиксации правонарушений в области дорожного движения.

Комитетом лесного хозяйства разрабатывается аналогичный порядок применения таких технических средств и при фиксации лесных правонарушений с возможностью определения адреса совершения правонарушения посредством встроенного в фототехнику навигационного оборудования и привязки в дальнейшем к системе координат МСК 50 – особенно в части незаконных свалок мусора и нарушения особого режима в период высокой пожарной опасности.

Реализация данных мер позволит навести порядок на землях лесного фонда Московской области, обеспечить исполнение лесного законодательства и сделать леса Подмосковья удобным и комфортным местом отдыха граждан.
Короткая ссылка на новость: http://www.forest.ru/~eOZ9R

Поделиться новостью

Что бы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Войти на сайт:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

Знаем ли мы, сколько стоит подмосковный лес?

Коротков С.А., Захаров В.П.

В настоящее время лесной сектор экономики Московской области, имея природно-ресурсный, производственный и кадровый потенциал, использует его с низкой эффективностью. Его непропорциональное развитие оказывает негативное влияние на состояние лесного фонда. Отсутствие практики учёта экономической отдачи различных составляющих потенциала лесных территорий, в том числе не связанных с заготовкой ресурсов, не даёт возможности в полной мере оценить отдачу реализуемых в сфере лесного хозяйства мероприятий, размеры компенсации при расчёте ущерба лесному фонду вследствие порубки, загрязнения или изъятии покрытых лесом территорий для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства или охраны природы и другие аналогичные задачи.

Тайга, которую мы потеряли

Ольга Ухваткина

Вероятно, скоро будет введен запрет на рубки дальневосточных видов лип, много говорится о проблеме вывозки леса в Китай, вплоть до запрета экспорта. Но, прежде чем говорить о чем-либо, нужно понять суть проблемы. В нашем случае в первую очередь нужно ответить на вопрос: а есть ли еще лес в Приморье, осталось ли что-то еще для вырубки?