За последние недели мы увидели целый ряд заявлений, в том числе на самом верху, о необходимости разработки нового лесного законодательства. Спешные намерения латать дыры в нормативном регулировании пока находятся в русле идущей уже более десяти лет реформы. Пока не названы цели.
В итоге, куда мы двигаемся и чего хотим получить на выходе? Каким мы видим будущее управление лесами в России? Где в общей системе должно быть лесное хозяйство? Как сохранить лесные экосистемы?
Вопросов много. Не ответив на них внутри профессионального сообщества, опять рискуем получить ворчание на кухнях, резолюции на конференциях и бесконечную череду поправок.
Естественно, невозможно написать сразу новый лесной кодекс, да ещё со всей системой нормативно-правовых документов. Начинать нужно с принципиальных вопросов.
Например:
1. Лесной фонд находится в государственной собственности, её отчуждение запрещено. При этом леса могут располагаться и участках с другими видами собственности (вкл. частную и предназначенную для ведения сельского хозяйства)
2. В лесах ведётся лесное хозяйство, направленное на формирование насаждений, отвечающих основным функциям лесов
3. Результат лесохозяйственного производства оценивается не только по стоимости содержащейся в них древесине, но и по стоимости других, в том числе экосистемных услуг лесов (на эту тему мы также начали размышлять в формате статьи)
4. Лесное хозяйство осуществляют специализированные организации
5. Особо охраняемые природные территории неприкосновенны