Как у вас организована деятельность школьных лесничеств?

Школьные лесничества - лесам будущего

Тема: Восстановление лесов
Описание: Одни из главных задач проекта - вовлечение школьных лесничеств и других объединений школьников в решение актуальных проблем и включение молодёжных проектов в реальную производственную, научную и социально-экологическую деятельность.
Страницы: 1
Как у вас организована деятельность школьных лесничеств?, Вопрос именно в организации, а не в содержательном наполнении
 
Уважаемые коллеги!
Во многих регионах начинают возрождаться школьные лесничества. По сравнению с "золотым веком" этого направления, сейчас всё намного сложнее. Законодательство поменялось как в лесном секторе, так и в образовании. Школьные лесничества лишились своих базовых предприятий. Поэтому интересно, как у вас организована деятельность?

Вы работаете как объединение дополнительного образования или в рамках внеурочной деятельности?

Что со ставками педагогов, руководящих школьными лесничествами? Как решается вопрос материальной заинтересованности учителей? Или всё строится на энтузиазме?

Как решается вопрос трудовой занятости школьников?

Какие ещё вопросы вас волнуют?
 
Уважаемый Владимир Петрович! Да процесс модернизации прошел и в лесной отрасли, в результате мы лишились питомника в лесхозе. Но это не помешало нам сохранить хорошие отношения со специалистами лесхоза и руководством, во всех начинаниях они нас поддерживают, за что мы им очень благодарны. Думаю, что эту проблему с питомниками   надо решать на Федеральном уровне, т. к. такая ситуация сложилась не только у нас.  В основном  наша работа  организуется во внеурочное время и оплачивается как кружковая работа. С уважением Н.Н. Селезнева, руководитель школьного лесничества "Галантус" Калужская область.
 
Наталья Николаевна, а что значит лишились питомника? Он прекратил существование или вас перестали пускать туда?
Текущие вопросы лесного хозяйства переданы на уровень регионов. У нас в Московской области тоже долго не знали, что делать с питомничьим хозяйством, но с недавнего времени все бывшие лесхозовские питомники переданы в областное учреждение "Центрлесхоз", с которым нормальные рабочие взаимоотношения.
Плюс школам мы всегда рекомендуем создавать и собственные пришкольные питомники. Нам же не нужны большие объёмы, а вырастить несколько сотен саженцев реально.
 
Наше детское объединение организовано в рамках дополнительного образования детей, т.е. организацией деятельности детей занимаются педагоги дополнительного образования за счет своей часовой нагрузки и ставку заработной платы. Вопрос трудовой занятости решается при активном участии Государственной лесной службы Забайкальского края и Центра защиты леса Забайкальского края. Как именно организуется деятельность отпишусь чуть позже в разделе отчета. За 1,5 года накопилось приличное количество материала, который необходимо систематизировать. А также на этой неделе у нас проходит краевой проблемный семинар по организации деятельности детей по экологическому воспитанию и образованию в крае, все время задействовано там. С уважением, Ирина Сорока
 
Здравствуйте, Владимир Петрович! Вами затронута "больная тема", да уж, к сожалению, с принятием нового лесного законодательства понятие "школьное лесничество" по сути просто выброшено.
Будучи участником школьного лесничества при "старом" Лесном кодексе, когда лесничества выполняли функции не только контроля и надзора, но и все лесохозяйственные работы, мы вместе с лесниками выезжали на делянки проводили там посадки лесных культур, потом ухаживали за ними, работали в лесном питомнике, собирали семена древесных пород, очищали лес от захламленности и многое другое. За нами был закреплен квартал в лесу. Нам это нравилось, мы "жили в лесу", и нам за это даже платили маленькую зарплатку  :)  Влюбившись в лес многие поступали в лесные учебные заведения и планировали дальнейшую профессиональную деятельность связать с лесом.
В настоящее время наше школьное лесничество существует как кружок в школе. Его работа держится только на энтузиазме руководителей школьного лесничества (Задорожко И.А. и Фостовцов Н.И.), а также помогают выпускники школьного лесничества, которые работают в лесной отрасли. Почему то в школе с педагогам не оплачивается внеурочная работа, не говоря уже о лесничествах.
В связи с тем, что в настоящее время лесохозяйственные работы проводит контрактодержатель (а это как правило сторонняя организация), то "детский труд" в лесу стал непревлекательным. При всей бумажной волоките по согласованию проведения, например, посадки лесных культур с ребятами, в все сходится буквально к маразму: нужен специальный автобус детский, сопровождение полицией и скорой помощью, питание и многое другое. А ведь ехать в делянку по лесным дорогам!!! Мы, в свое время ездили в кузове УАЗика, и ничего выжили: с 8 до 12 по холодку поработали и домой поехали и ничего не с кем не случалось (никто с голоду не умер, никого не украли и т.п.), конечно же мы соблюдали элементарные правила техники безопасности.
Я не говорю уже о финансировании школьных лесничеств... да потому что его просто нет. Зато одно запрашивают отчеты о работе. В какой-то степени наверное и хорошо, что у нас в районе осталось "на плаву" только наше школьное лесничество - люди о нас знают (так как большинство мероприятий мы стараемся освещать в СМИ), когда к кому-либо приходится обращаться за спонсорской помощью все понимают и не отказывают.
Сотрудники лесничества пытались создать новые школьные лесничества при школах города: первоначально, у всех вопрос становился в оплате занятий педагогам, после таких бесед об образовании школьного лесничества думать не хотелось, к сожалению...
Ну вот оно наболевшее...  :)
А так работа в школьном лесничестве идет очень активно, несмотря на все трудности. По итогам 2014 года наше школьное лесничество стало лучшим в Краснодарском крае. Мы стараемся организовать тематические праздники для ребят экскурсии. Следим за экологическим календарем: проводим различные акции и операции. Ежегодно в летний период дети через Центр занятости трудоустраиваются в лесном дневном лагере труда и отдыха. Детям больше всего нравится пребывать именно в лесу, а не сидеть в стенах школы. Также в 14-м году нам исполнилось 15 лет. Был проведен грандиозный праздник краевого масштаба по этому случаю (опять же за счет спонсоров). Подробно можно узнать о нем по следующим ссылкам: http://www.gkgazeta.ru/ArticleSection/Details/2835,  http://www.forest.ru/~Et1EZ (за это Вам,Владимир Петрович, отдельное спасибо), http://lesvesti.ru/news/undergrowth/7702/.
За школьными лесничествами будущее нашей лесной отрасли и "негоже" оставлять это движение на самотек, полагаясь только лишь на энтузиазм педагогов и сотрудников лесничества.
Изменено: Имеретинское - 19.02.2015 13:06:29
 
Цитата
Сергей Ткачёв пишет:
Вами затронута "больная тема"
Сергей, потому и затронул, что больная. У себя в районе пытаемся сочинять, придумывать, пробовать. Коллег вот тереблю, видя, что каждый своим путём пробирается. Надеюсь, что общение будет полезно.
 
Владимир Петрович, здравствуйте! Абсолютно согласна с Сергеем, воспитать любовь к природе, лесу, в рамках уроков, внеклассных мероприятий, невозможно. Надо в системе организовывать экскурсии, выезды в природу, лес,  для знакомства с обитателями  данной экосистемы, но к сожалению, те же проблемы и у нас. Надеюсь, что они временны, т.к. мы организовались в лесничество недавно. Мы тоже в детстве активно работали в лесу на лесопосадках, сборе березовых почек. Дети должны соприкасаться с  живыми организмами, растениями в естественной природной среде. Мы к этому стремимся и нам идут навстречу: и руководитель нашего лицея и наши партнеры из Центра Защиты Леса Иркутской области. Благодарю за организацию проекта, будем набираться опыта. :)
 
Цитата
Владимир Захаров пишет:
Поэтому интересно, как у вас организована деятельность?

Вы работаете как объединение дополнительного образования или в рамках внеурочной деятельности?

Что со ставками педагогов, руководящих школьными лесничествами? Как решается вопрос материальной заинтересованности учителей? Или всё строится на энтузиазме?

Как решается вопрос трудовой занятости школьников?

Какие ещё вопросы вас волнуют?
Школьное лесничество "Бурундучок" было создано при содействии Управления лесами ХМАО, Нижневартовского лесхоза на базе Центра детского творчества в 1999 году.
Наше школьное лесничество это детское объединение в дополнительном образовании детей. Мы работаем в тесном сотрудничестве с Нижневартовским лесхозом, который предоставляет с момента организации Школьного лесничества лесной питомник для организации полевых практик и работы профильного лагеря "Лесовик".
Наша работа организуется и оплачивается исходя из выделенных ставок. Все мероприятия проводимые во внеурочное время в Школьном лесничестве строятся на личном энтузиазме педагогов и материальной поддержки не имеют.
Трудоустройство школьников организуется ежегодно через Молодежный центр занятости в период с апреля по октябрь.
Нас волнуют вопросы лесохозяйственных работ в лесу проводимых с детьми. В настоящее время согласно ТБ вывозить детей в лес, для проведения этих работ не разрешается, следовательно практическая деятельность детей в лесу фактически невозможна.  
 
Русскоюрткульское школьное лесничество "Лесной доктор" организовано в 2004 году. В  течение полугода поддерживала Администрация района, затем через  два года начали взаимодействие с областной станцией юных натуралистов (сейчас она реорганизована) пока  работаем в рамках доп.образования при областном дворце творчества при Министерстве образования. Но, как  говорит одна из наших  Заслуженных учителей, даже если будут продавать билеты, чтоб мы на работу ходили, мы их будем покупать и продолжать работать(шутка).  Мне самой это нравится. Мы уже заразили многих односельчан, которые  вместе с нами выходят на субботники, на посадки по озеленению села, в походы. Родители вместе с детьми. Выпускники лесничества всегда откликаются на просьбы о помощи. Разве это не классно?
 
Какие Вы молодцы!  Уверена,если  "инфицирован " учитель этим делом, значит и найдутся дети , которые с удовольствием "болеют вместе". Удачи Вам и вашим ребятам,  и новых творческих побед. С уважением Наталья.
Страницы: 1

Видео

Работа команд федеральной авиалесоохраны на тушении лесных пожаров в Республике Бурятия

Статьи

Может ли посадка леса навредить?

Алексей Ярошенко

Многие люди воспринимают посадку леса как что-то однозначно доброе, правильное и полезное для природы. Отчасти такое мнение возникло из-за ощущения, что посадки леса увеличивают его площадь или, как минимум, не дают ей сокращаться. По мнению автора, в условиях России в большинстве случаев это неправда.

Сколько лесов в России?

Алексей Ярошенко

Один из самых опасных мифов о российских лесах — это представление об огромных таёжных пространствах и о неисчерпаемости наших лесных ресурсов. Официальная статистика вроде бы подтверждает, что лесов у нас много — примерно ⅕ от их общей площади на Земле (20,1%, согласно Глобальной оценке лесных ресурсов 2020 года). Так много лесов в России или мало? Давайте разберёмся.