От противоречий к единообразию правоприменительной практики в использовании лесов

От противоречий к единообразию правоприменительной практики в использовании лесов

28 декабря 2013 года  вступил в силу  Федеральный закон № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».  Некоторые  положения его сразу же  получили   неоднозначную оценку. В Федеральное агентство лесного хозяйства поступило значительное количество обращений по применению норм лесного законодательства в части учёта, транспортировки, маркировки древесины и учёта сделок с ней. Что и стало поводом к большому разговору на рабочем совещании в Департаменте лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу.
Открыл совещание исполняющий обязанности начальника Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Сергей Васильевич Ердяков, который, отметив важность данного закона, напрямую касающегося всего лесного комплекса, обратил внимание присутствующих и на тот факт, что его отдельные элементы, тем не менее, вызвали массу вопросов. Поэтому необходимость подобного совещания, сегодня просто назрела.
Актуальность обсуждаемого вопроса объясняется ещё и тем, что СЗФО является вторым в стране после Сибири по объёму заготовки древесины и имеет более двух тысяч договоров аренды на лесопользование. И каждый арендатор должен чётко понимать свои функции в соответствии с действующим законодательством. Сегодня же пока их работа проходит неоднозначно.
- «За последний 2013 год только 90 процентов лесопользователей,  осуществляющих заготовку древесины,  представили  свои отчёты  об использовании лесов. А остальные? – сказал, завершая вступительное слово С.В.Ердяков. -  С введением 415-го ФЗ подобные  вещи становятся  просто не допустимыми, и они будут серьёзно караться по административному кодексу. То есть, нам с вами,  есть ещё  над чем работать».
В своем выступлении заместитель генерального директора ФГУП «Рослесинфорг», руководитель постоянно действующей рабочей группы по реализации обсуждаемого Федерального закона  Александр Николаевич Мариев акцентировал внимание участников совещания на   ключевых моментах реализации 415-го ФЗ, особо подчеркнув,  необходимость активного участия всех заинтересованных структур в публичном обсуждений проектов нормативно- правовых актов, разработанных в развитие положений данного ФЗ.
- «Федеральный Закон № 415 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» сегодня мы должны воспринимать как данность. Он подписан и действует – сразу же отметил А.Н.Мариев. -  Поэтому сегодня вопрос не в критике некоторых его положений, а в попытке на их основе сформировать единообразную правоприменительную практику. Этот  закон с полным основанием можно назвать «антибраконьерским» и причиной его появления послужили, прежде всего, незаконные рубки – 17900 случаев только в прошлом году, которые были выявлены и о которых мы знаем. Ущерб нанесён грандиозный, хотя это не рыночная цена по которому мы его считаем.
Основа браконьерства чисто экономическая. Незаконные рубки делаются только ради того, чтобы древесину продать и получить деньги, то есть ради  незаконного обогащения. К сожалению, в стране многие годы не было разработано никаких требований в части подтверждения легальности происхождения древесины. Поэтому, хотя  415-й закон изначально предполагался как антибраконьерский, он, конечно же, имеет и другие положительные последствия для лесной отрасли. Древесина наконец-то признана товаром. И данный закон через 3-5 лет, уверен, приведёт к серьёзным экономическим изменения в отрасли. И это настоящий рыночный подход, который возможен лишь при правильной реализации 415-го закона.
Первоначально этот закон формировался вне рамок Лесного кодекса РФ, но с учётом и в развитие положений основного лесного закона. В неё более тщательно проработаны положения по учёту, транспортировке и маркировке древесины, а также вопросы информационной системы учёта сделок, связанных с товарными отношениями на выходе лесной продукции».
Затем Александр Николаевич Мариев более подробно остановился на основных положениях 415-го ФЗ, увязав их взаимозависимость с конкретными статьями Лесного кодекса РФ, что делает его эффективным инструментом рыночной лесной экономической политики.
Первый основополагающий момент изменений – учёт древесины до момента её вывоза из леса. Данные положения вступают в силу с 1 января 2015 года и предполагают, что учёт древесины осуществляется юридическими лицами, гражданами, использующими леса и осуществляющими мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. Учёт распространяется на древесину, заготовленную в лесах, то есть в лесничествах, лесопарках, расположенных на землях лесного фонда, а также на землях иных категорий, указанных в ст.23 Лесного кодекса РФ. Древесина, заготовленная вне лесов (на дачных и приусадебных участках, на землях населённых пунктов и землях сельхозназначения) обязательному учёту не подлежит.
Учёт древесины как товарной продукции после её вывоза из леса регулируется гражданским законодательством, законодательством о бухгалтерском учёте, правилами приёмки товара, но не Лесным кодексом РФ. Порядок учёта древесины в настоящее время разрабатывается Федеральным агентством лесного хозяйства совместно с Минприроды России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Планируется, что в порядке учёта древесины будет максимально учтена уже сложившаяся практика измерения количества древесины, что позволит минимизировать изменения, которые потребуется предпринять лесозаготовителям. Также сведения об учёте древесины, заготовленной лицами, использующими лева, будут включаться в отчёты об использовании, что позволит повысить достоверность информации в данных отчётах.
Нарушение порядка учёта древесины влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 до 35 тысяч рублей, на юридических лиц – от 200 до 400 тысяч рублей. Полномочия по составлению протоколов в случаях нарушения порядка учёта древесины возложены на органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор. Данное положение вступит в силу с 1 июля 2015 года.
Следующая норма, касающаяся транспортировки древесины, уже действует с 1 июля 2014 года. Она предполагает, что транспортировка древесины без соответствующих сопроводительных документом является нарушением законодательства. А с 1 января 2015 года подобное правонарушение  влечёт за собой наложение административного штрафа с конфискацией древесины  и  транспортного  средства как орудия совершения правонарушения. Суммы штрафов  будут вирироваться от 30 до 700 тысяч рублей в зависимости от категории – должностное или юридическое лицо. Кстати, данное требование закона распространяется на всю древесину, транспортируемую на территории РФ, вне зависимости от места рубки, а также на все виды транспортировки: автомобильным, железнодорожным, водным и иным видом транспорта.
С 1 июля 2015 года нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины также предусматривает соответствующую административную ответственность: штраф – от 30 до 40 тысяч рублей с конфискацией древесины или без таковой для должностных лиц и соответственно для юридических лиц от 300 до 400 тысяч рублей. Право оформления протоколов на данный вид административного правонарушения предоставлено должностным лицам таможенных органов.
Обязательной поштучной маркировке подлежит древесина ценных лесных пород – дуба, бука, ясени при ёё вывозе за пределы РФ. Ответственность за проведение данного вида работ полностью возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экспортные операции.
Особое внимание А.Н. Мариев обратил также на декларирование сделок  с древесиной всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, что является безусловным новшеством в лесном законодательстве России. Для реализации данного положения федерального закона предполагается вменить с 1 июля 2015 года   в обязанность указанных субъектов хозяйственной деятельности предоставление деклараций о сделках с древесиной в форме электронного документа оператору Единой государственной автоматизированной информационной системы учёта древесины и сделок с ней (ЕГАИС). Декларация о сделках  с древесиной подаётся каждой стороной сделки. При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, включая сделки по купле-продаже древесины, мене, внешнеэкономические сделки и другие возможные варианты сделок с древесиной. Не представление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, как и указание в декларациях заведомо ложной информации с 1 июля 2015 года влечёт административное наказание в виде штрафа.
После обстоятельного  разъяснения отдельных положений и уже возникших вопросов в связи с  принятием  415-го ФЗ, данного  А.Н. Мариевым, с использований для наглядности слайдов по наиболее трудно воспринимаемым вопросам, слово было предоставлено  руководителям лесных служб регионов, где подобные совещания на местном уровне уже состоялись.
Вот что в качестве замечания, в частности, сказал в своём выступлении председатель Комитета по природным ресурсам Правительства Ленинградской области Алексей Альфредович Эглит: « Я со всем, что говорил Александр Николаевич, полностью согласен. Но предприниматели, которые завязаны в нашем лесном комплексе, не совсем однозначно воспринимают этот закон,  потому как он усложняет определённым образом работу. Они понимают, что это важный закон, что нужно бороться с незаконными рубками, что это правильное направление. Может быть для того чтобы правильнее воспринималась данная ситуация необходимо подумать о расширении и изменении нормативно-правовой базы. Например, у нас достаточно жёсткими остаются нормативы, связанные с работой лесозаготовителей в лесу. Они не всегда, на мой взгляд, адекватны. Скажем, в части таксации лесных площадей. Мы все понимаем, что не всегда у нас материалы лесоустройства соответствуют тому, что на самом деле находится в лесу. И всегда у нас оператор машины преступником является, если он спилил несколько деревьев за границами волока. Это и другое осложняет работу лесозаготовителей. Или, например, о долгосрочной аренде. Если мы говорим о том, что у нас во главу угла сегодня поставлен вопрос перехода собственности древесины, то, наверное, нужно  подумать и о том, чтобы несколько изменить и сами  подходы – перейти к ландшафтному подходу и т.д. Отойти, наконец, от наказания именно  долгосрочных лесопользователей  в части формального исполнения требований, которые мы сегодня имеем. Потому что мы понимаем, если он спилил спелое дерево сосны за пределами 50 сантиметров, которые мы нарисовали, то это разве это преступление? Хотя подобные случаи были».
На этот и другие многочисленные вопросы, специалисты органов исполнительной власти и представители   лесного бизнеса субъектов СЗФО тут же оперативно получили достаточно  развёрнутые ответы, как непосредственно от  заместителя генерального директора ФГУП «Рослесинфорг» Александра Николаевича Мариева, так и от  руководства Департамента, а так же принявших участие в совещании представителей Управления генеральной прокуратуры РФ в СЗФО, МВД, таможенной службы, налоговых органов и других.
Все вопросы и ответы, замечания и предложения вносились в протокол для последующего обобщения, анализа и реализации. Ведь главная цель у  всех участников  столь представительного совещания была одна – формирование единообразной практики применения положений федерального  законодательства в эффективном  использовании главного богатства наших северных лесов.
С.Виноградов.

Газета лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ленинградской области  "Лесной вестник" (г. Тихвин), № 8 (942), 18 августа 2014 года

Автор: Сергей Виноградов

Облако тегов

  • Архив

    «   Декабрь 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31