Система лесоуправления в Московской области. Проблемы, пути решения

26.02.2013

Система лесоуправления в Московской области. Проблемы, пути решения

1. Чтобы лучше понять, какие проблемы должна решать система управления лесами Московской области обратим внимание на особенности.

Московская область и Москва представляют собой крупнейшую в России и одну из крупнейших в Европе агломерацию, в которой проживает более 15 млн человек. Это больше численности населения таких европейских государств как Голландия, Швеция, или Беларусь.

Плотность населения Москвы и Московской области в десятки раз превышает аналогичный показатель соседних регионов России и является одной из самых высоких в Европе.

В связи с этим потребность в средообразующих (чистая вода, воздух, смягчение климатических условий и т.д.) и рекреационных услугах леса огромна. Их необходимо каким-то образом совмещать с необходимостью пространственного, транспортного, энергетического развития агломерации.

Эта проблемы важно решать путем выработки взаимоприемлемых решений в области лесоуправления, с учетом интересов очень разных действующих сил.
Все это будет происходить под самым пристальным вниманием миллионов жителей Московской области и Москвы, интересы которых будут затронуты этими решениями.

2. Современное состояние лесов региона. Оно катастрофическое.


Это не преувеличение и не паника. За 25 лет работы в лесах, в том числе в Сибири, нам довелось поработать на гарях в 100-200 тысяч га, в очаге сибирского шелкопряда площадью почти 1 млн га, из которых погибло 140 тыс га.

Конечно, в Московской области такие очаги поражения и гибели лесов невозможны. Но, к сожалению, сейчас в лесах Подмосковья местами уже на многие километры можно видеть типично сибирскую картину - лес, сгоревший в 2010 году, к которому за последние годы добавились десятки тысяч га ельников, распадающихся вследствие воздействия короеда-типографа. Возникли огромные площади с ненужной никому сухостойной и валежной древсиной, заросшие травой, в которой очень сложно пробиться саженцам деревьев и которая так легко загорается.

Сейчас не будем касаться вечного вопроса «как это получилось и кто виноват» - это тема отдельных спокойных и аргументированных обсуждений. Важен результат - огромные площади погибших и усыхающих лесов, на которых очень высок риск катастрофических лесных пожаров. В сочетании с высочайшей плотностью населения, тем психологическим опытом, который мы все получили во время катастрофических лесных и торфяных пожаров 2010 года, ситуация очень серьезная.

Сейчас на территории Московской области «тикают» две лесопожарные бомбы - гари 2010 года и очаги типографа, и одна «дымовая» - заброшенные осушенные торфяники. Несмотря на большое количество разговоров на тему «обводнения болот», есть основания предполагать, что эта проблема до конца не решена, а местами работы по обводнению выполнены таким образом, что лучше бы их не делали.
Важно сделать все, чтобы эти потенциальные опасности не превратились в очередную пожарно-дымовую катастрофу.


Гибель леса в результате обводнения


Качество бетона на гидротехнических сооружениях вызывает вопросы


Место отдыха и погибший ельник




Угроза ветровала и ветролома, и, самое главное, - катастрофических лесных пожаров, причем в тех районах, где раньше их обычно не было!

3. Пути решения

Не будем говорить общие прекрасные и умные слова на тему устойчивого, социально и экологически ответственного управления лесами. Их много содержится в проекте «Лесной политики России», широкое обсуждение которой сейчас завершается. Очень много интересного и полезного, непосредственно относящегося к Московскому региону мы услышим и обсудим сегодня на нашей встрече. Главная задача - как обеспечить немедленный и эффективный переход от этих слов к делу, особенно учитывая реальную обстановку, сложившуюся в лесах Московской области.

До начала активного лесопожарного сезона в Московской области в зависимости от погодных условий остается 2, в лучшем случае 3 месяца.

Что делать?

Не сомневаемся, что профессионалы, управляющие лесами Московской области, прекрасно понимают, насколько серьезна ситуация, какие сложные задачи им предстоит решать. В то же время полезно посмотреть на ситуацию «снаружи», глазами общественных природоохранных организаций.

Первое - необходимо обеспечить наличие эффективной лесной охраны, которая на профессиональном уровне будет заниматься решением проблемы лесных и торфяных пожаров.

За время своей работы нам довелось ознакомиться с лесным хозяйством США, Канады, Германии, Швеции, Финляндии, Беларуси. Во время опроса на тему «опыт каких стран в области лесного представляет наибольший интерес для России», проведенного в 2012 году на Лесном форуме Гринпис, на первом месте оказалась Финляндия, второе и третье места разделили Канада и Беларусь.

Россия - это явно не Канада и не Финляндия. А вот опыт наших ближайших соседей - Беларуси, - представляет для Московского региона наибольший практический интерес. В Беларуси сохранена и работает на настоящий момент одна из самых эффективных в мире систем профилактики и борьбы с лесными пожарами.

Лето 2010 года там также было экстремально сухим и жарким. В отличие от России, температура воздуха достигала + 35 и даже +38 градусов, в ряде мест были побиты абсолютные рекорды. Однако в Беларуси площадь лесных пожаров составила только 371 га - ниже, чем в гораздо более благоприятном по погодным условиям 2009 году.

Ситуацию смогли удержать под контролем 35 тысяч работников системы лесного хозяйства Беларуси, включая 14 тысяч сотрудников лесной охраны. На одного сотрудника лесной охраны в Беларуси в среднем приходится около 570 га лесов. Уровень финансирования лесного хозяйства в Беларуси - около 500-700 российских рублей на 1 га леса. Эта система уже многие годы позволяет удерживать площадь лесных пожаров на уровне 0,05% от общей площади лесов.
Для политический корректности приведу аналогичные данные по США, государства, в котором проблема лесных пожаров также очень остра, где создана наиболее мощная в мире, технически наиболее хорошо оснащенная система профилактики и борьбы с лесными пожарами. Применительно к национальным лесам США эти показатели выглядят следующим образом: на 1 сотрудника лесной охраны приходится 3000 га леса. Уровень финансирования - 2000 рублей на 1 га. Ежегодно пожарами проходится 1,4-2,0% от общей площади лесов. При всем различии природных условий США и Беларуси, можно сделать вывод, что не только в деньгах и в технике дело.

Мы пока не будем задавать вопрос, какие показатели будут достигнуты в 2013 году в Московской области. Но такой вопрос неизбежно возникнет и в течение лета будет звучать все более и более громко. Москва и Московская область достаточно богаты, чтобы уровень кадрового, финансового и технического обеспечения лесной охраны был не хуже, чем в Беларуси.

Второе - система управления лесами, лесной охраны должна идти к людям, быть открыта для них. К сожалению, за последние годы можно говорить о формировании «общества анонимных лесников». Мало кто знает, где они водятся, где обитают, чем занимаются.

Это не только наши личные впечатления, но и результаты опроса общественного мнения, который был проведен в 2007 году ВЦИОМ. На вопрос «знаете ли Вы, где находятся и как связаться с государственными организациями, занимающимися управлением лесами, охраной природы и т.д.?» утвердительно ответили 13-19% опрошенных, а 77-83% ничего не знали об этом.

Объективности ради скажем, что на подобный вопрос об общественных организациях, занимающихся охраной природы России положительно ответили только 9%.

В последнее время очень важным и эффективным средством коммуникации является Интернет. Казалось бы, естественно иметь интернет-сайт, на котором будет рассказано, где расположены конторы лесничеств, за какие леса они отвечают, кто там работает и чем занимается, куда звонить, обнаружив лесной пожар и что делать в этом и многих других случаях. Более того, уже несколько лет наличия такого сайта требует существующее (не скажу, что действующее) российское законодательство.
Однако проведенный в конце 2011 года анализ показал, что телефон горячей линии, куда надо звонить при лесных пожарах, имелся только на 41% из 80 сайтов региональных государственных органов управления лесами. Памятка о том, что надо делать при лесном пожаре была обнаружена всего на 28% сайтов.

В 2012 году по линии Общественного Экологического Совета Рослесхоза мы предпринимали активные усилия по повышению этих показателей. К концу июня, т.е. уже в «разгар» лесопожарного сезона, удалось добиться, чтобы телефоны горячих линий с тем или иным качеством присутствовали на 72% интернет-сайтов органов управления лесами. Тем не менее, в 22 регионах (28%) такого рода сведения отсутствовали! Ситуацию с памятками о действиях при лесных пожарах в 2012 году изменить к лучшему не удалось.

Про Московскую область можно сказать, что в общем рейтинге информационного содержания интернет-сайтов органов государственного управления лесами в конце 2011 года, и первую половину 2012 года она была очень близка к самому нижней части таблицы. До передовиков - Ханты-Мансийского АО, Кемеровской, Тверской, Челябинской, Тамбовской, Костромской областей ей было очень далеко.

Приятно отметить, что за последние полгода ситуация заметно изменилась, и есть основания надеяться, что интернет-сайт Комитета лесного хозяйства Московской области скоро тоже станет образцовым, показательным для других регионов.

Работа интернет-сайта органа государственного управления лесами - это только часть гораздо более обширного поля коммуникационной и информационной деятельности, которой предстоит активно заниматься в Московской области. Миллионы жителей Москвы и Подмосковья заинтересованы в доступе к информации о лесах региона.

Третье - совместные действия органов управления лесами, общественности и населения.

Они будут охватывать не только острейшую для Подмосковья проблему лесных и торфяных пожаров. Есть масса других очень важных и интересных направлений. Это может быть информирование о лесах, просвещение-обучение, патрулирование, обследование лесов, лесовосстановление, работа со школьниками, в том числе со школьными лесничествами, с самыми различными общественными объединениями и многое другое.

Автор:  Алексей Григорьев

Возврат к списку


Видео

Динамичность развития лесного хозяйства - результат компетентного управления

Интервью Заместителя Министра лесного хозяйства Республики Татарстан Рамиля Махмутова корреспонденту Центра экономики леса и природопользования, данное в г. Санкт-Петербурге в ходе Всероссийской практической конференции о совершенствовании финансовых основ государственного управления лесами.

Статьи

Лесные угодники

Ангелина Давыдова

21-22 августа 2017 года в Москве проходил Всероссийский климатический форум городов России. В преддверии этого события Ангелина Давыдова отправилась во Францию, чтобы разузнать в Национальном бюро лесного хозяйства страны (ONF) о лесных проектах французских компаний, которые можно взять на вооружение и в РФ.

Чиновничье-парковый ансамбль Природоохранное законодательство меняют в интересах бизнеса

Анна Орешкина

Год экологии и особо охраняемых территорий (ООТ) в России начался шумно. Под занавес 2016 г., стало известно, что Минприроды внесло в Правила заготовки древесины, которые определяют параметры вырубки леса по всей стране, существенные изменения: согласно им, фактически в два раза увеличилась площадь кедровника, который разрешалось пустить под топор.